«Всё в этой жизни надо делать профессионально» - интервью с исполнительным директором ИД «Собеседник» Сергеем Цыгановым |
Журналисты - Известные журналисты |
В течение прошлого года в СМИ неоднократно проходила информация о возможной продаже контрольного пакета акций издательства. Ведется ли сейчас работа в этом направлении или планы руководства изменились? У нас уникальный издательский дом – таких в России практически не осталось. Все наши акционеры – члены трудового коллектива, мы не принадлежим ни олигархам, ни бизнес-структурам, ни государству. Один из акционеров нашего издательства, Левон Айрапетян, отошел от активного управления еще в 1994 г., другой, Эдуард Манучаров, вышел на пенсию. Естественно, у них есть интерес продать свои доли. А поскольку мы ЗАО, то для продажи необходимо заручиться поддержкой других акционеров, которые пока не приняли окончательного решения. Это бизнес, рано или поздно он будет продаваться. Вопрос в цене. Но пока, поскольку издательство нормально функционирует и стабильно развивается, никакой срочности в решении этого вопроса нет. А какова стоимость издательского дома сейчас? Еще год назад озвучивалась баснословная сумма в 300 млн долл. Это только слухи. Наши акционеры – серьезные бизнесмены, они оценивают рынок вполне реально. По моим подсчетам – более чем примерным – стоимость нашего издательского дома сейчас составляет около 30 млн долл. Наряду с качественными изданиями вы издаете таблоид «Желтая газета». Как уживаются рядом столь непохожие проекты? Газета «Собеседник» – продукт, которым мы гордимся, это серьезная журналистика. Не буду хвалиться, но я считаю, что по качеству информации мы входим в тройку лучших еженедельных общественно-политических изданий. У нас есть журналы «Между нами, женщинами», «Только звезды» и «Здоровье в доме» – хорошие женские издания с активной аудиторией. Есть два детских издания, целая палитра развлекательных сканвордно-кроссвордных и других изданий… Ну, а «Желтая газета» – это чисто коммерческий проект. Мы опробовали его еще в «Собеседнике» – там был разворот, который как раз назывался «Желтая газета». Выяснив, что читателям это интересно, мы решили выпускать отдельное издание. Сделано это было еще и для того, чтобы разграничить в издательстве направления качественной и массовой прессы. Сегодня это наш самый доходный проект. Мы его делаем, чтобы выпускать серьезные журналы, в том числе и для детей. Интерес к бульварной прессе был, есть и будет, но она не должна быть единственным направлением в издательском бизнесе. Мне было бы стыдно заниматься только бульварной прессой, в этаком случае я не смог бы считать себя профессионалом. «Желтой газете» в мае прошлого года исполнилось десять лет. Что происходит с читателями таблоидов в стране? Как меняется рынок периодики? Еще с 1991 г. в стране началось «обыдливание» читателя: слишком быстро все стало доступно, после того как долгие годы находилось под запретом. В итоге на рынок хлынула желтая пресса. Неслучайно бульварностью переболели или продолжают болеть многие известные газеты. Мы потеряли уже много поколений читателей, которые могли бы интересоваться качественной журналистикой и, по-моему, продолжаем терять. Хотя некоторое пресыщение в аудитории уже наблюдается, и с рынка ушел ряд желтых изданий, в том числе «Мегаполис - Экспресс», стоявший у истоков российских таблоидов. Сейчас может произойти новый всплеск интереса к «клубничке»: в неспокойные кризисные времена людям хочется отвлечься от проблем, тяга к низкому усиливается, людям интересно почитать о слухах, скандалах, личной жизни звезд. . Особенно это присуще женщинам, они составляют большую часть аудитории желтых изданий, в том числе и нашего. Часто ли на «Желтую газету» или ее сотрудников подают в суд? Даже не помню, когда такое было в последний раз. Это ведь плохо, значит, мы что-то не так делаем. (Смеется.) «Желтую газету» делают порядочные люди, которые не будут публиковать непроверенную информацию. Уверяю вас, много раз ко мне приходили бывшие приближенные наших звезд, приносили и предлагали купить у них снятое скрытой камерой видео крайне шокирующего содержания. Не хочется копаться в этом грязном белье. Я понимаю, что любой издатель бульварной прессы все отдаст за подобную информацию, но нам это не нужно. Даже в таблоиде должны быть запретные темы. Газета популярна и так. Но какие-то меры по защите от возможных нападок мы все же принимаем. Буквально полтора месяца назад получили заключение соответствующего института о том, что наше издание не является эротическим, потому что находятся неадекватные чиновники - «блюстители» морали, которые видят то, чего нет, пытаются создать проблемы успешной газете. Вот от них себя нужно обезопасить. На рынке бульварной прессы у вас сильные конкуренты – «Твой день», «Экспресс-газета». Что вы делаете, чтобы привлечь аудиторию именно к своему изданию? Мы сделали стильный дизайн, серьезно изменили рубрикатор и подачу материалов. В условиях кризиса, безусловно, появились темы, которые очень волнуют аудиторию и должны найти отражение на страницах бульварной прессы тоже. Мы проанализировали издания наших основных конкурентов: у всех почти одно и то же, этот жанр не дает такого уж большого поля для экспериментов. Оформление играет очень большую роль. Поэтому, надеюсь, наши читатели будут приятно удивлены. Но цели опередить всех конкурентов и стать номер один у нас нет. Когда-то мы поставили перед собой задачу при минимальных вложениях за короткий период сделать коммерчески успешную газету – и сделали это. Если бы мы стремились вывести «Желтую газету» в лидеры бульварного рынка, мы бы закрыли ряд наших изданий и все силы бросили на это. Но у нас есть и другие приоритеты. Сегодня мало кто занимается детской прессой, а у вас – целых два издания. Как вам это удается?Да, сейчас трудно найти издательства, которые выпускали бы прессу для детей, не считая зарубежных, работающих в России, но они несут нам совсем другую культуру. Сделать рентабельными детские издания очень трудно, почти невозможно. Но у нас это получается. Мы хотим привить детям интерес к русской культуре, поэтому герои наших выпусков – придуманные нами персонажи или персонажи русских народных сказок. «Кроссворд для детей» получил в этом году грант российского Агентства по печати и массовым коммуникациям за вклад в работу с детьми, потому что в нем есть много того, что работает на обучение, развитие, воспитание ребенка. Реально продаваемый тираж издания сейчас уже перевалил за 110 тыс. экземпляров. Как вы распространяете свои издания?Наши издания уникальны тем, что продаются на всей территории России. Многие мои коллеги возвращаются из поездок по стране и критикуют своих распространителей, потому что наши журналы и газеты можно найти там, где ничего другого не продается. Однажды я увидел, как на лесопилке в глухом районе Владимирской области мужики разгадывали наши кроссворды: оказалось, в соседнем селе в почтовом отделении из периодических изданий только они и есть! Один из наших «секретов» – сотрудничество с почтой. Мы продаем свои издания в 30 тыс. отделений почтовой связи, а это уже вся Россия! Есть и другие, более неординарные ходы, но о них я умолчу. Также у нас есть распространители, которые продают наши издания за рубежом – туда уходит 5–8% тиражей. Отдыхающие в Турции и Египте могут найти в отелях «Желтую газету». В Белоруссии «Собеседник» является приложением к изданию Администрации Президента «Советская Беларуссия», выходящему огромным для страны тиражом – 300 000 экз. Так что в субботу-воскресенье вся Белоруссия читает «Собеседник». Также мы продаем информационные материалы из «Желтой газеты» и «Собеседника» в зарубежные СМИ, которые публикуются со ссылкой на наши издания. Деньги за это мы берем небольшие, но, когда отовсюду стекаются финансовые ручейки, – они оборачиваются неплохим потоком, не говоря уже о пиаре для изданий. Пожалуй, самый распространенный сейчас вопрос – о кризисе. Чувствует ли «Собеседник» его действие на себе? Каков ваш прогноз?Влияние финансовой нестабильности мы, конечно же, ощущаем. Например, типография «Молодая гвардия», в которой мы печатаем пять своих изданий, объявила, что с нового года закрывает газетно-журнальное производство. Чувствуются тревожные движения у рекламодателей: они сокращают бюджеты на рекламу, рынок стал гораздо более пассивным. У нас сорвалось подписание ряда серьезных договоров с рекламодателями, которые планировалось заключить на длительный период. А ведь официально в стране кризиса нет, есть только сложности в финансовом секторе, хотя на самом деле затронуты почти все отрасли экономики. Большие трудности, насколько я знаю, сейчас и в металлургии, в строительстве, очень много предприятий сокращают производство, увольняют людей. Думаю, что ситуация выровняется не раньше чем через год-полтора. Кто-то переживет кризис, кто-то нет. Это ведь тоже лакмусовая бумажка выживаемости бизнеса. После такого спада мы много всего потеряем – и плохого, и хорошего: значительная часть действительно классных изданий сейчас малорентабельны или нерентабельны, и в кризис они, увы, уйдут с рынка. Хотя потеряем и балласт – думаю, на сегодняшний день в нашей стране не более 15% журналов и газет на самоокупаемости, остальные дотируются из разных источников. Как вы предполагаете оптимизировать расходы? Будете ли сокращать штат, как теперь поступают многие издательские дома? Могу сказать точно: сотрудников мы не сокращаем и сокращать не планируем. Я горжусь тем, что с 1994 г. мы ни разу не задержали людям зарплату, наоборот, даже во время дефолта ее повышали. И уж тем более никого никогда не увольняли из-за того, что настали трудные времена. Бывая во многих издательствах, имеющих крупных инвесторов, я всегда поражаюсь: насколько же у них не оптимизирован бизнес. Естественно, сейчас, когда финансирование прекращено, им приходится увольнять людей. А поскольку много сотрудников занимают дублирующие должности или просто ничего не делают – без проблем можно сокращать и 20, и 30% коллектива. Например, в службах распространения зачастую очень раздуты штаты, потому что вся текущая техническая работа делается «на коленках». А у нас давно установлено серьезное программное обеспечение, которое позволило высвободить семь-восемь человек. Мы изначально делали все для оптимизации бизнеса, поэтому в условиях кризиса нам даже интересно работать, это добавляет адреналина. Мне очень нравится одна старая байка. Однажды пчела спросила мудрую змею: «Почему выходит так, что если я кусаю своего обидчика, то ему лишь ненадолго становится больно, а я потому умираю; когда кусаешь ты, умирает обидчик?». Змея ответила: «Знаешь пчела, все в этой жизни надо делать профессионально!». Нет доброго дяди с денежным мешком, нет квоты из государственного бюджета. Есть только мы и рынок. Либо он тебя сломает, либо ты найдешь способы, как успешно на нем работать.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Жанры в теории и практике журналистикиЛюбовь Шибаева. Старший преподаватель кафедры теории и практики журналистики Ростовского государственного университета |
Работать на перспективуКакая новость важнее? Как не утонуть в огромном потоке информации? |
Очерк в журналистикеОчерк называют “королем” художественно-публицистических жанров. |
Интервью от журналиста:
Эхо Москвы`: Журналистика в России - особо опасная профессияВедущие : Сергей Бунтман Гости : Михаил Леонтьев, Раф Шакиров, Томас Бонифилд Читать... |
Интервью с Игорем Сницаром, автором книги «Пиши и зарабатывай!», фрагмАвтор: Макс Loskutoff. Уделяется внимание психологии будущего копирайтера, настрою на работу, и, конечно, презентации книги. Читать... |
Всеволод Богданов: `Журналистам пора вспомнить о самой главной своей оЖурналистам пора вспомнить о самой главной своей обязанности - исследовать жизнь, - заявил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов на сегодняш... Читать... |