Криминальная хроника и судебные очерки: без права на ошибку |
Теория журналистики - Этика |
В содержании любой неспециализированной газеты значительное место занимают судебные очерки и криминальная хроника. Так как в разных странах системы судопроизводства и правоохранительных органов существенно различаются, здесь будут рассмотрены только общие вопросы этой темы. Но существуют и общие требования к репортеру, занимающемуся темой правонарушений, и особая ответственность за степень точности и беспристрастности. У человека, ставшего каким-то образом причастным к миру правонарушений, репутация, а порой и сама жизнь поставлены на карту. Больше всех подвергается опасности невиновный, и нельзя забывать, что журналиста, допустившего хотя бы малейшую неточность в судебном очерке, могут привлечь к суду за диффамацию. Криминальная хроника и судебный очерк требуют терпения, исключительной внимательности, точных источников информации и частых ссылок на официальные документы. В данной статье будет непрактичным делать акцент на работу с официальными документами, так как система законов различна не только в разных странах, но и в разных штатах, разных областях одной и той же страны и т. д. Но все-таки несколько советов могут оказаться полезными. В свободном обществе доступ к определенным официальным документам разрешен в законодательном порядке любому гражданину, но к некоторым - ограничен. Репортер обязан помнить, что пресса не имеет особых прав и он может изучать судебные дела на тех же основаниях, что и любой другой гражданин. Журналисты, ведущие разделы судебно-криминальной хроники - их часто называют полицейскими репортерами, - должны искать доступ к материалам полиции. Полиция часто сопротивляется вмешательству репортеров, пытается блокировать получение даже разрешенных законом материалов (особенно когда полиции есть что скрывать). Поэтому репортер обязан знать положения законов, а газета должна быть готова к тому, что ей придется подавать жалобу или предъявлять иск, если доступ к материалам блокируется. Репортеры должны знать структуру отделения полиции, устав и внутренние инструкции, а также иметь представление о том, как оно связано с другими правоохранительными учреждениями. Крупные полицейские учреждения часто дают информацию через уполномоченного сотрудника - это может быть начальник полицейского отделения, его заместитель, сотрудник по контактам с прессой или обычный участковый полицейский. В любом случае добрые отношения журналистов с представителями закона в учреждении любого уровня помогают получить интересующую информацию. Компьютеры осложнили доступ к информации - если раньше можно было получить полицейский “журнал приводов”, фиксировавший все действия полиции, то теперь “вытянуть” внесенную в компьютер информацию гораздо сложнее. С другой стороны, репортеры могут пользоваться радиоперехватом - часто “подслушанный” вызов служит первым сигналом для репортера. Репортер должен знать уголовное право и юридические термины: “тяжкое преступление”, “умышленное убийство”, “проступок” и т.д. Репортаж об аресте должен содержать точную формулировку обвинения и подтверждаться ссылкой на официальный документ или на ответственного представителя полиции. Недопустимо сообщение о чьем-то аресте, в то время как этот человек только давал показания полиции или помогал в расследовании дела. Правило: проверяйте все. Точность необходима всегда. Сказать, что кто-то “разыскивается за ограбление”, - значит сказать гораздо больше, чем “разыскивается в связи с ограблением”. Нельзя писать, что подсудимый “осужден за убийство”, более корректно - “осужден по обвинению в убийстве”. Имена и адреса, полученные в полиции, должны быть проверены - полицейские отчеты не застрахованы от ошибок. Тщательно проверьте фамилию, имя, отчество (если возможно - возраст) и оповестите полицию о результатах, если они расходятся с уже имеющимися. Многие судебные процессы возникают из-за допущенных в публикации ошибок, которые равнодушному журналисту покажутся незначительными, но для пострадавшего могут стать роковыми. В газете следует завести картотеку арестов. Каждый материал об аресте должен иметь завершение - в последующих материалах следует сообщить о предъявленном обвинении, признании подсудимого виновным или его оправдании. Первое требование к судебному репортеру - знание структуры судебной системы. Обычно существует несколько уровней судопроизводства, начиная с местных судов (часто называемых судами низшей инстанции) - до апелляционных судов штата или округа и верховных судов. Суды низшей инстанции имеют ограниченную юрисдикцию. Суды по уголовным и гражданским делам часто разделены. Специализированные суды могут заниматься завещаниями, бракоразводными процессами, банкротствами, разрешением семейных споров. Судебный репортер должен знать, как получить доступ к судебным документам, как наладить отношения с секретарями, делопроизводителями, которые готовят стенограммы судебных заседаний, протоколы судебных решений и приговоров, списки дел к слушанию и другие материалы судопроизводства. Следователь и прокурор являются главными источниками информации. Их функция - обвинение подсудимого, и репортер не вправе это забывать, если хочет остаться беспристрастным. Следует поддерживать контакты также с судьями, адвокатами и другими работниками суда. Репортер должен усвоить разницу между уголовным и гражданским судопроизводством - последнее может быть гораздо более сложным. И последнее напоминание репортеру: обвинение доказывается только судом, какие бы сомнения при этом у вас ни возникали.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Репортаж: событие как переживаниеНачинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую сторону событий, но и что они подумали в тот или иной момент, что почувствовали. |
Как скомпоновать материалВы написали лид, но как подать оставшийся материал? Задача одна - связать все части статьи в единое и интересное целое. Нельзя надеяться на удачу, нужен план. |
Описание жанра: комментарий, корреспонденция, статьяВ обширную группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят: комментарий, корреспонденция, статья. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и раз... |
Интервью от журналиста:
Леонид Парфенов. Железный человекАвтор: Евгений Левкович Rolling Stone , №49 Читать... |
Александр Роднянский: Я вообще пришел на ТВ из кино по недоразумениюАлександр Ефимович Роднянский (в кругу друзей - Леша) пришел на СТС в 2002-м. Читать... |
Путь в журналистикуВзрослые люди . Беседа с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым. Читать... |