image1 image2 image3 image1

: Главная Основы Журналистики Три источника и три составные части новости



Три источника и три составные части новости
Теория журналистики - Основы Журналистики

три источника и три составные части новости

Газета «Нью-Йорк Таймс» провозглашает в своем редакционном девизе, что она «печатает все новости, пригодные для публикации». Этот принцип в той или иной мере характерен для редакционной политики всех качественных СМИ.

Но что есть новость, «пригодная для публикации»?

Элементы новости. Информационный повод

Прежде чем браться за написание материала о событии или явлении, журналист должен задать себе три вопроса:

1. Это ново?

2. Это важно?

3. Это интересно?

И если будет хотя бы один ответ «Нет», значит, скорее всего, из события или явления новости не получится.

То есть, прежде чем стать «новостью до всех», событие должно само по себе (до репортерской обработки) обладать рядом качеств. Вот «классические» элементы новости. Иными словами, вот черты событий, которые (черты) могут «сделать новость».

1. Ощутимая новизна происшествия или высказанного мнения. Нечто ранее неизвестное или новое об уже известном. («Первое известие о чем-либо», – определял слово «новость» Владимир Даль.) Следует учитывать, что новости – товар скоропортящийся. «Протухшая новость», как говорят в редакциях – это уже не новость. В газетах жизненный цикл новости один день, на ТВ и радио – несколько часов, в Интернете – десяток-другой минут.

2. Значимость. Важность события для многих, масштабность, интерес для аудитории или ощутимой части аудитории конкретного СМИ. Важно не делать «слона из мухи». Вместе с тем, иногда начинающему журналисту привычные дела вокруг него кажутся малозначащими, но редактор может увидеть в них нечто такое, что «делает историю» – в широком толковании этого понятия.

(Правило: если сомневаетесь, заинтересует ли событие газету, посоветуйтесь с редактором или начальником отдела, прежде чем писать.)

3. Если происшествие потенциально интересно для аудитории, то говорят, что есть информационный повод сообщить о нем (newsworthy story – «факт, содержащий новость»). Информационный повод возникает, когда событие или явление обладает качествами:

А) Близость аудитории. Либо в пространстве (соседство, принадлежность одной территории), либо во времени (недавнее прошлое или недавнее будущее). Вообще, то «чужое», что узнаваемо и может восприниматься читателем как часть его собственной жизни.

Б) Конфликтность. Борьба противоположностей, по Гегелю, движет историю. Конфликты всегда привлекают внимание. Разные конфликты – от семейных коллизий до межнациональных столкновений, от споров бизнесменов до политической борьбы, от «пикантных» интриг до сенсационных скандалов разного рода.

Но я не советую начинающим авторам сразу браться за описание криминальных разборок или мздоимства в школах. Жанр журналистского расследования – трудный, опасный, требующий высочайшей квалификации. В частности, нужно хорошо знать право и уметь собрать «железобетонную» доказательную базу. Мы же пока только учимся. Поверьте, вокруг происходит много иного интересного, достойного внимания вашей аудитории.

В) Эмоциональность. Может ли событие дать эмоциональный толчок читателю, взволновать его? Нечто драматичное, экстраординарное, ошеломляющее.

Г) Связь со знаменитостью. Звезды как никто другой помогают продавать тираж. Существует немало профессионально сделанных журналов, почти целиком посвященных новостям из жизни звезд («7 дней», Hello!).

Д) Причудливость. Непредсказуемое или ненормальное развитие событий, необычные ситуации разного рода, эксцентричные поступки, интересные странности и курьезы. На этот счет есть бородатая журналистская шутка: «Когда собака укусила человека – это не новость. Когда человек укусит собаку – это уже новость».

Е) Полезность. Сообщения об изменениях в движении общественного транспорта, о сезонных отравлениях грибами, о способах «работы» мошенников в криминальной хронике и проч. и проч.

Ж) Человеческий интерес. Вот четыре темы, которые всегда интересуют людей: Бог, власть, деньги, любовь.

Различают информационные поводы трех категорий:

1. Объективные. Любые события, удовлетворяющие вышеизложенным критериям, притом те события, что происходят сами по себе: от катастроф и стихийных бедствий до выросшей в огороде рекордных размеров тыквы. Оттенок сенсационности придает новости внезапность происшествия. Внезапная новость – это «новость вдвойне».

2. Организованные. Газета устраивает «круглый стол» по важной для территории проблеме, и затем печатает репортаж, стенограмму, комментарии, результаты опросов общественного мнения. Журналист инициирует встречу или совершает звонок. Эти его шаги становятся информационным поводом к написанию материала.

С «организацией интереса» важно не переборщить. Иногда рожденные подобным образом материалы называют «копченой селедкой» – своим запахом она привлекает к себе внимание и «сбивает со следа», то есть, иначе говоря, провоцирует интерес какой-нибудь подстроенной ситуации.

3. Календарные. Эти информационные поводы связаны с годовщинами событий, национальными праздниками или с тем, что непременно должно произойти – скажем, выборы мэра, конференция в музее или спортивные соревнования. Материалы готовятся заранее, и есть возможность дать волю фантазии, сделать что-то необычное, раскопать малоизвестные подробности, подготовить сопутствующие материалы, фотографии.

Практикум: Возьмите любую приличную газету. Прочитайте новостные тексты. Постарайтесь определить информационные поводы, послужившие импульсом к написанию материалов. Найдите среди них объективные, организованные, календарные информационные поводы.

Американский теоретик масс-медиа В. Монтегю в свое время составил перечень сюжетов, чаще всего фигурирующих в СМИ. Вот его классификация:

* новости дня

* катастрофы

* спорт

* выдающиеся личности

* армия

* флот

* авиация

* экономика

* исследовательская работа

* общественные учреждения

* интервью

* наука

* погода

* преступления

* курьезы

* юбилеи

* демонстрации

* празднества

* сюжеты общечеловеческие

Заметим, что список Монтегю отражает интересы американцев в середине XX века. В нем спорт стоит на третьем месте и много внимания уделено науке и исследованиям. Сегодня у массовой аудитории, пожалуй, нет былого интереса к вооружениям и демонстрациям. Зато появилась потребность знать больше о мобильной связи, Интернете, компьютерных играх, информационных технологиях.

Кстати, последние дают журналисту хорошие инструменты для замеров интереса читателей к той или иной теме. Возьмем блоги – личные дневники, которые люди ведут на специальных сайтах. Один из самых крупных (8,6 миллионов пользователей) и популярных блог-сайтов www.livejournal.com дает рейтинг интересов своих авторов. Приведем первые 20 позиций (а всего тематических интересов здесь зафиксировано почти 300):

* музыка

* кино

* чтение

* друзья

* писание

* компьютеры

* танцы

* искусство

* фотография

* покупки

* любовь

* пение

* поэзия

* книги

* сон

* плавание

* аниме

* рисование

* секс

* мальчики

Конечно, надо учесть, что пользователи сайта - в основном, молодые люди, и каждый указал при регистрации не по одному интересу.

Совет поступающим: Постарайтесь побольше узнать о сетевых дневниках – блогах. На собеседовании при поступлении на журфак постарайтесь перевести разговор на блоги. Ведь их называют «народными СМИ» и прочат им будущее нового вида СМИ. Блоги некоторых комментаторов и публицистов стали очень популярными – их посещаемость превышает тиражи известных журналов.

Конечно, качественная пресса не идет на поводу у масс, но интересы аудитории изучает и учитывает их. Газета, заботящаяся о своем реноме, стремится, чтобы хотя бы 10% ее материалов провоцировали на пересказ их друзьям и знакомым.

Начинающим репортерам полезно знать, что редактор местной газеты, формируя номер газеты, придерживается ряда принципов:

* давать почти исключительно только местные новости (обзоры типа «В России» и «В мире» – это, скорее, способ заполнить место, чем информационная необходимость)

* избегать тематических и формальных повторов в одном номере и, тем более, на полосе

* избегать скопления в номере или на полосе сообщений из какого-либо одного региона или, наоборот, регионального «зияния»

* избегать соседства материалов, подписанных одним автором

Что это значит для начинающего автора? А то, что его заметку из отдаленного села, где штатный журналист из райцентра последний раз был в 1985 году, встретят в редакции как весьма желанную и, если в ней хоть что-то есть, скорее всего, напечатают. Так что, дерзайте!

Три источника информации

1. Документы и записи. Журналист при подготовке материала может использовать: официальные бюллетени, доклады, пресс-релизы, сайты, записки, письма, записи на жестких дисках компьютеров, CD, «флэшки», дискеты, SMS, MMS, фотографии, видеокассеты, классные журналы, дневники, тетради, автобусные билеты и т. д. Мы живем в мире записанных слов и изображений. При подготовке материала надо исходить из того, что нужные записи обязательно где-то есть. Нужно лишь найти их.

2. Интервью. Пусть о событии расскажут очевидцы. Пусть выскажется каждая сторона конфликта. Пусть о сложных вещах расскажет эксперт. Задача журналиста – без искажений зафиксировать сказанное и донести до аудитории.

3. Личные наблюдения. Идите к месту события. Фиксируйте в блокноте (и на фото, если владеете камерой), что увидели и узнали. Подмечайте детали. Старайтесь быть первым.

В чем принципиальное отличие журналистики от литературы? Писатель сочиняет. Журналист фиксирует, что есть. Чем точнее и бесстрастнее, тем лучше. Журналист оперирует фактами, а не предположениями.

Об источниках информации здесь больше не будем, потому что интервью, репортаж (всегда основанный на личных наблюдениях), а также эффект бесстрастности в подаче

Информации

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Ирина Кадыкова. Жанры журналистики

News image

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает.

Подача информационных сообщений

News image

Раньше газеты обычно предваряли драматические материалы заголовками из множества отдельных строк.

Журналистика Великой Отечественной войны

News image

В того момента, как в стране началась Великая Отечественная война сразу же был кардинально изменен абсолютно весь облик советского печатного слова.

Интервью от журналиста:

Эхо Москвы`: Журналистика в России - особо опасная профессия

News image

Ведущие :     Сергей Бунтман Гости :     Михаил Леонтьев, Раф Шакиров, Томас Бонифилд

Читать...

Копирайтер Kopy о своей профессии

News image

Копирайтер Kopy о своей профессии

Читать...

Всеволод Богданов: `Свободу журналист определяет для себя сам`

News image

На днях в Дагомысе завершился двенадцатый фестиваль журналистики, ставший в этом году международным.

Читать...

Кирилл Викторович Набутов

News image

Кирилл Викторович Набутов (р. 16.08.1957), российский журналист, спортивный комментатор, продюсер, телеведущий

Эрнесто Теодоро Монета

News image

Ernesto Teodoro Moneta (20.11.1833 года [Милан][Милан]) Италия (Italy)

Йосеф Бергер-Барзилай /Ицхак Желазник/

News image

Yosef Berger-Barzilay ( 21.03.1904 года [Краков][Иерусалим]) Израиль (Israel)

Политковская Анна Степановна

News image

Журналист и общественный деятель; родилась в 1958 г. в Нью-Йорке, США (родители были дипломатами при ООН); в 1980 г. окончила фа...

Джон Алперт

News image

Jon Alpert (1948[Порт-Честер, штат Нью-Йорк.]) США (Usa)

Познер: Говорить правду на телевидении трудно, но можно

News image

Говорить правду на телевидении трудно, но можно. Об этом заявил известный российский журналист Владимир Познер в интервью грузин...