Коммуникация в явлении постмодернизма |
Теория журналистики - Журналистика и интернет |
Постмодернизм стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара «Постмодернистский удел», в которой он критиковал понятие метарассказа, или метаистории, т.е. власти единой повествовательной стратегии, парадигмы – научной, философской или художественной. Непосредственными предшественниками постмодернизма являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Они чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма – постструктурализм и деконструкция свели историю к философии, а философию к поэтике. Главный объект постмодернизма – Текст с большой буквы. Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества и, очевидно, предвестником информационного общества. В новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности – власть, деньги, обмен, производство – деконструируются. Постмодернизм в какой-то степени – это порождение идеи, что все слова уже сказаны, следовательно, каждое слово, даже каждая буква – это цитата. Эта идея получила выражение в так называемом принципе «культурной опосредованности». Иными словами, информация или сообщение, доставляемое потребителю, не имеет какой-либо самостоятельной ценности, поскольку является всего лишь комбинацией цитат. Имеют значение только сам факт этого сообщения и возникшая при этом коммуникация. Другой фундаментальный принцип постмодернизма – отказ от истины. Истина – это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом – не значение этого слова, а его смысл, его этимология, то, как оно употреблялось раньше. «Вполне соглашаясь с Витгенштейном, что истина – это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодернисты видят ее только как слово, как элемент текста, как в конце концов сам текст. Текст вместо истории. История – не что иное, как история прочтения текста». (Пятигорский, 1996). Рассказывание историй (stories) – одна из главных мифологем постмодернизма. Даже представители естественных наук, таких, как физика, рассказывают истории о ядерных частицах. Смысл этого высказывания согласуется с тем, что говорят философы-физики о зависимости эксперимента от экспериментатора и т.п. Интересно, что русское слово со-общение понимается чаще как передача информации, хотя его этимология (совместное общение) более подходит к смыслу слова коммуникация. Коммуникация – это своего рода одновременное рассказывание истории и проживание в ней. В этом рассказе не существует проблемы истины, ибо истинно само по себе со-бытие, в котором происходит рассказывание и развертывание истории. Понятно, что в таком понимании коммуникации нет возможности делать допущения о ее односторонности, вещательности. Здесь диалог и интерактивность, продуктом которого является само по себе событие коммуникации. В этом пункте важнейшее отличие постмодернистского понимания массовых коммуникаций от предшествующих методологических подходов. Именно это отличие позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, интерактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию, а не только как одно из средств массовой коммуникации.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
«Жесткая» и «мягкая» новость. ЛидОтветы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. |
Журналистика для начинающих. Типичные ошибки при выборе темы для статьЕсли изначально браться за бесперспективную и неподходящую тему, то весь дальнейший труд окажется абсолютно напрасным и текст полетит в корзину. |
Журналистское расследование: поиски жанра. Александр СтанькоАлександр Станько. доктор филологиеских наук, профессор кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики Ростовского госуниверситета. |
Интервью от журналиста:
Вместо телевидения предпочитаю читать газетыЛично для меня таков главный исторический вывод: Россия, вопреки представлениям, по духу либеральная страна и непредсказуемое разнообразие сильных талантов, к... Читать... |
Интервью К.Эрнста журналу `Сеанс`Сеанс: Представьте, что приплывает к вам золотая рыбка и говорит: Я готова выполнить твое желание, но только одно из двух - выбирай. Читать... |
Копирайтер Kopy о своей профессииКопирайтер Kopy о своей профессии Читать... |