Тема и жанр |
Теория журналистики - Теория журналистики |
Итак: каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала. Жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста - это тема. Момент выбора темы есть шаг к выбору жанра. А разве нельзя выбрать жанр заранее? (Бывает же задание - На первую полосу нужен репортаж ). Можно, но тему тогда придется выбирать именно репортажную - соответствующую. А разве нельзя написать на одну и ту же тему нескольким журналистам в разных жанрах? Можно, если имеется в виду тема в широком смысле слова - как целостный объект, имеющий множество разных сторон и граней. Например, журналиста направляют на объект: открытие новой областной библиотеки. Там будут и коллеги из других газет; все напишут как будто об одном и том же, однако каждый на свою тему. Одному поручено показать церемонию открытия с разрезанием ленточки, другой доставит в редакцию рассказ об уникальном архитектурном решении, третий повернет событие острой гранью и не без ехидства выскажется о наконец-то завершенном долгострое... Каждая из бесчисленных сторон объекта - особый предмет журналистского внимания и отдельная тема в более узком, конкретном понимании. Так вот именно теме как предмету соответствует определенной жанр. В нашем примере с разрезанием ленточки - ходом события - связан репортаж, с рассказом архитектора о решении сложной строительной задачи - интервью, с печальным опытом долгостроя - критическая заметка или корреспонденция, смотря в каком масштабе будет рассмотрен факт. Значит, сколько тем, столько и жанров? Но ведь тем бесконечное множество! Здесь требуется уточнение: предметная ориентация жанра - но не на каждый отдельный жизненный материал, а на определенный его тип. Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полете в космос, о пожаре - но обязательно о событии, точнее, о ходе события.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Подача информационных сообщенийРаньше газеты обычно предваряли драматические материалы заголовками из множества отдельных строк. |
Журналистика послевоенного периодаПосле существенной перестройки и изменения стиля работы большинства отечественных изданий во время протекания Второй Мировой войны практически все советские изданная на... |
Журналистика Великой Отечественной войныВ того момента, как в стране началась Великая Отечественная война сразу же был кардинально изменен абсолютно весь облик советского печатного слова. |
Интервью от журналиста:
Предпочитаю оставаться незаметнымПредлагали шоу фокусников Читать... |
Эхо Москвы`: Каким телеведущим доверяют зрители?Ведущие : Ксения Ларина Гости: Ирина Петровская, Анна Качкаева, Владимир Познер Читать... |
Александр Любимов: Журналист как крокодил: страшен, но его надо кормитPR привлекает не только инвесторов и тех, кто занимается бизнесом, он интересен и для общества. Как передает корреспондент Росбалта , такое мнение на фестива... Читать... |