Описание жанра: комментарий, корреспонденция, статья |
Теория журналистики - Основы Журналистики |
В обширную группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят: комментарий, корреспонденция, статья. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Эти ситуации различаются не только своим характером (политическая, экономическая, военная или психологическая), но и своим масштабом, они могут быть связаны с обширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь крупных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каждая из них охватывает комплекс различных фактов, воздействующих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем – вопросов, требующих скорейшего разрешения. Ситуация и связанная с нею проблема составляют специфический предмет отображения в этих жанрах. Важнейшим выразительным средством, которым пользуются авторы, обращающиеся к этим жанрам, является понятие, осмысление фактов, лежащих в основе возникновения определенной ситуации и связанной с нею проблемы. А различаются жанры этой группы масштабом анализируемой ситуации и глубиной ее анализа. В комментарии, связанном с конкретным документом, выступлением политика, дается лишь первичный анализ возникшей ситуации. Это оперативный жанр, в распоряжении комментатора нередко – всего несколько часов. Он пишет прямо в очередной номер, обозначая своим сжатым текстом позицию газеты, ее отношение к предмету комментирования. Понятно, что успешно решить задачу, связанную с оперативным комментированием важного события, способен лишь эрудированный журналист, свободно владеющий необходимым для этого материалом. Поэтому подготовку комментария обычно поручают обозревателю – многоопытному работнику редакции – или корреспонденту одного из отделов редакции, специализирующемуся на теме, имеющей отношение к предмету комментирования. Комментарий обычно невелик по объему, деловит по стилю. В корреспонденции анализ углубляется, становится масштабнее. Его предметом становится локальная, ограниченная – временем или пространством – ситуация. Она может быть связана с любой областью нашей жизни. Поэтому корреспонденция стала одним из излюбленных жанров публицистики в газетах. Ее автор стремится дать читателю достаточно полное представление о возникшей ситуации – важнейших ее сторонах – и высказать свое мнение о дальнейшем ее развитии и возможных его результатах. Это определяет особенности структуры корреспонденции. Обычно она объединяет несколько фактов и их подробностей, связанных с рассматриваемой ситуацией и раскрывающих ее развитие. Если главным для автора становится сообщение о новой ситуации, он создает информационную корреспонденцию, схожую с крупной заметкой. Но если он не ограничивается сообщением о возникновении ситуации, а ставит перед собой задачу подвергнуть ее анализу и дать ей оценку, в газете появляется аналитическая корреспонденция. Роль автора в ней возрастает, он выражает свое мнение о ситуации, которую описывает и анализирует. Ему приходится не ограничиваться ответами на известные нам вопросы: что произошло, где произошло, когда произошло, характерные для процесса подготовки газетных текстов в жанрах оперативной новостной информации, но и ответить на обязательные для него вопросы: почему произошло и почему возникла ситуация, о которой он сообщает? В связи с этим возрастает значение и убедительность корреспонденции. Журналист стремится убедить читателя в своей правоте, аргументировать свое отношение к тому, что сообщает. Наилучшими аргументами для него являются факты, которые он приводит в своем тексте, логически соединяя их между собой. Наибольшей глубины анализа журналист может достигнуть в статье. Предметом его анализа становится крупномасштабная ситуация, возникшая в политике, экономике или любой другой области жизни общества. Обычно такая ситуация связана с возникновением и постановкой актуальной проблемы, затрагивающей интересы многих людей. Заметим, однако, что и в статье, подготовка которой всегда ограничена небольшим временем, находящимся в распоряжении автора, публицистический анализ может вскрыть лишь некоторые причины и связи, приведшие к возникновению исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы. Работать как ученый, исследующий явление или ситуацию в течение месяцев, а то и лет, публицист не в состоянии, он вынужден закончить подготовку статьи в соответствии с планом ее публикации в определенном номере газеты. В зависимости от назначения статьи используют различные ее виды. Стремясь привлечь внимание читателей к актуальной проблеме, автор пишет проблемную статью. Пытаясь оспорить чье-либо мнение и доказать свою правоту, он создает полемическую статью. Размышляя над значением научного открытия, ученый пишет для газеты теоретическую, научную статью. Если требуется показать недостатки работы какого-либо коллектива или конкретного человека, газета публикует критическую статью. В советской печати почти все номера любой газеты обязательно открывались передовой статьей – она служила инструментом партийного руководства и влияния на массы. Сейчас передовица редко выходит на газетную полосу, номер может открываться текстом, написанным почти в любом жанре публицистики. Но если требуется, номер открывается первой статьей газеты. Однако независимо от времени, находящегося в распоряжении журналиста, статья должна представлять собой результат достаточно серьезного осмысления исследуемой ситуации. Автор статьи – мыслитель. В основу своего текста он кладет определенную мысль, главную идею, которую проводит через всю статью. Рассматривая результаты своего анализа, предлагает концепцию – пути и методы оптимального разрешения связанной с определенной ситуацией проблемы. И стремится убедить читателя в обоснованности своей идеи, в своей правоте. Поэтому в статье особую роль играет система аргументации, которую использует автор. Убедить читателя он может, лишь приводя аргументы, доказательства своей правоты. Лучшими аргументами являются факты – примеры, цифры, документы и т.п. Аргументами могут служить мнения авторитетных людей, аналогии с возникновением подобных ситуаций в прошлом, результаты научных исследований и пр. Значение подбора неопровержимых аргументов еще более повышается в полемической статье, автору которой приходится опровергать доводы его противника. Цель статьи определяет особенности не только ее содержания, но также ее формы – построения и стиля. Нередко автор статьи начинает ее с характеристики исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы, излагает свою идею ее решения и затем обосновывает ее правоту, излагая результаты проведенного анализа. Но столь же часто используют и другой вариант: автор начинает статью с конкретного факта, яркого примера, эпизода, связанного с масштабной ситуацией, привлекшей его внимание. И затем переходит к ее характеристике, связанной с нею проблемы, изложению своей идеи ее решения. Но при самых разных вариантах построения статьи особое значение получает ее концовка. Здесь концентрируются главные выводы, к которым приходит журналист. Для стиля статьи, в соответствии с ее целью, характерны точность формулировок, строгая последовательность в изложении мыслей автора, его идеи, связь с нею фактов, примеров, используемых в качестве доводов. Это не означает серости стиля статьи – в ней, если требуется, используют и яркое сравнение, литературный образ, иронию, микроинтервью. Но это – лишь дополнительные стилистические элементы, способствующие доказательности текста. Комментарий, корреспонденция, статья – это всегда авторские тексты. На их композиции, стилистике, процессе осмысления фактов и связанных с ними ситуаций, в приемах постановки проблемы всегда сказываются особенности личности автора, его способностей к анализу, умению ясно выражать и развивать свои мысли.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Дизайн и верстка газетыПять простых шагов к совершенству |
РакурсРепортер всегда должен найти угол, под которым он хочет подать материал. |
Три источника и три составные части новостиГазета «Нью-Йорк Таймс» провозглашает в своем редакционном девизе, что она «печатает все новости, пригодные для публикации». |
Интервью от журналиста:
О тайнах редкой кремлевской профессии спичрайтера рассказывает журналиРоссийская газета: Текстовик, речеписец, спичрайтер - разные названия одной и той же профессии, которой вы посвятили свою новую книгу*. Читать... |
ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: ЖУРНАЛИСТЫ СЛИШКОМ ПОЛИТИЗИРОВАНЫГлавный телеакадемик считает, что СМИ сейчас должны быть более ответственными Читать... |
Александр Роднянский: Я вообще пришел на ТВ из кино по недоразумениюАлександр Ефимович Роднянский (в кругу друзей - Леша) пришел на СТС в 2002-м. Читать... |