Какой должна быть новость |
Теория журналистики - Основы Журналистики |
Оценка новости – одна из самых сложных сторон повседневной практики журналиста. Критика отдельных решений, принятых той или иной редакцией при отборе новостей, нередко вполне оправдана. Ниже я попытался выделить ряд критериев, которыми можно руководствоваться в работе. Итак, новость должна быть:* Свежей. Чем актуальнее новость, тем выше ее ценность. Чем больше времени проходит с момента события, тем меньше интерес к нему у аудитории. Даже не очень важная новостьможет затмить главную новость программы, если она освещает событие, произошедшее незадолго до дедлайна (крайнего срока сдачи материала в номер, выхода радио - или телепрограммы в эфир). Однако, как правило, уже в следующем выпуске новостей она «блекнет», поскольку становится менее актуальной, и перемещается на второстепенную позицию. * Ранее неизвестной. Рассказ о явлении, незнакомом широкому кругу людей, – это, вне всякого сомнения, новость, даже если событие произошло некоторое время тому назад. Исходя из этого критерия при оценке материала, можно признать новостью и относительно давние события и явления, при условии, что они или обстоятельства вокруг них неизвестны широкой общественности. * Близкой аудитории. То, что близко нам в географическом или культурном отношении, всегда предоставляет больший интерес, чем происходящее где-то за три девять земель. Ценность новости уменьшается пропорционально росту расстояния от аудитории до места события. Для индийского радиослушателя сообщение о крушении поезда недалеко от Калькутты, в котором погибло двадцать человек, более значимо, чем новость о гибели пассажирского парома в Балтийском море – трагедии, повлекшей сотни жертв. * Необычной. Сообщение о крушении самолета – новость, а информация о том, что самолет прилетел нет. Рассказ, о чело - веке, укусившем собаку, более привлекателен, чем сообщение о человеке, укушенном собакой. Необычные, редкие, удивительные события могут стать хорошими новостями, имеющими некую развлекательную ценность, даже если учесть тот факт, что понятие «новость», как таковое, ничего общего с развлечением не имеет. * «Застойной». Нередко мы слепо фиксируем внимание на различных изменениях в окружающем нас мире, забывая о том, что статичность (неизменяемость) или застой, тоже может быть важной новостью. Завод или муниципальное очистное сооружение, год за годом продолжающее сбрасыват ядовитые отходы в водоемы, – новость, актуальность которой не уменьшается до тех пор, пока нарушения не прекратятся. Не принятые во внимание властями и руководство учреждения результаты проведенной комиссии – факт, достойный огласки. * Персонифицированной. Рассказ об интересной, неординарной личности намного увлекательнее, чем о скучном и обычном человеке. Все хорошо знают, что публичные люди представляют больший интерес, чем никому не известные. Но совсем не обязательно, чтобы так было во веки веков. Ищите новые яркие личности! * Увлекательной. Новость должна вызывать интерес у тех, кому она предназначается. Событие, растянувшееся во времени, может быть описано по мере получения новых данных для того, чтобы у аудитории была возможность шаг за шагом следить за развитием сюжета. Новость, исход которой неизвестен до кульминационного момента развязки, журналисты определяют как cliff hanger (неожиданный поворот в развитии сюжета/повествования). * Собственной (редакционной). Редакция или репортер, «откопавшие» собственную новость, нередко отдают ей предпочтение перед остальными. Часто многими репортерами движет вполне понятное желание быть первыми и единственными обладателями какого-то «эксклюзивного» информационного материала. Многие редакции предпочитают предоставлять место в теле-, радиоэфире или на страницах своих изданий именно таким новостям, но погоня за собственными (редакционными) новостями не должна закрывать дорогу другим сообщениям. К сожалению, во многих редакциях существует тенденция замалчивания «чужих» новостей и поэтому подчас они становятся достоянием лишь ограниченной группы читателей, зрителей, слушателей, а для широкой общественности остаются практически незамеченными. * Важной. При отборе новостей репортер не должен слепо полагаться на свои чувства, он не должен забывать о здравом смысле. Для того, чтобы журналистика могла выполнять возложенные на нее демократическим обществом задачи, репортеру следует стремиться к тому, чтобы освещать то, что действительно является важным для людей, условий их жизни, понимания и толкования происходящих в стране и в мире событий. (Эрик Фехтелиус Новости. Сложное искусство работы с информацией )
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Поступить на журфакБудь в жанре! Проведите эксперимент: попросите знакомых, далеких от журналистики, перечислить известные им газетные жанры. |
Как скомпоновать материалВы написали лид, но как подать оставшийся материал? Задача одна - связать все части статьи в единое и интересное целое. Нельзя надеяться на удачу, нужен план. |
Радио сегодня и завтраБлизится творческий конкурс на факультетах журналистики. Так, на журфаке МГУ первый поток пройдет, по традиции, в апреле. |
Интервью от журналиста:
`Беседа с президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей Э. Са...В Читать... |
Носик А. Самиздат, Интернет и профессиональный читательРассказывают, будто Осип Эмильевич Мандельштам однажды спустил с лестницы коллегу, пришедшего пожаловаться, что его стихи не печатают. Читать... |
ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: ЖУРНАЛИСТЫ СЛИШКОМ ПОЛИТИЗИРОВАНЫГлавный телеакадемик считает, что СМИ сейчас должны быть более ответственными Читать... |