image1 image2 image3 image1

: Главная Основы Журналистики Будь в жанре!


Будь в жанре!
Теория журналистики - Основы Журналистики

будь в жанре!

Проведите эксперимент: попросите знакомых, далеких от журналистики, перечислить известные им газетные жанры. Скорее всего, вы услышите: «заметка», «интервью», «репортаж», «статья». Люди постарше вспомнят еще «фельетон».

Учебные руководства иногда немного иронизируют по поводу подобной «народной» классификации, поскольку теория различает десятки жанров прессы. Но я возьму на себя смелость утверждать, что заметка (новость), интервью, репортаж, статья – как раз те жанры, что мы прошли! – ключевые для современной журналистики. Из них можно вывести многие другие.

Жанр в прессе – это способ подачи информации. Теоретики классифицируют жанры по назначению, объекту изображения (теме), стилистике, выразительным средствам и проч. Мы в эти сложности не полезем, и так любой интуитивно отличит заметку от репортажа, интервью от статьи. Но нам важно правильно выбрать жанр нашей будущей публикации, поскольку жанр: 1) диктует свои законы; 2) помогает писать, «ведет» нас кратчайшим путем к цели.

Первую подсказку дает назначение материала. Газетно-журнальные жанры делят на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Назначение их ясно из названий.

Новичкам лучше набить руку на информационных жанрах. Кстати, в ежедневной газете они занимают не меньше половины площади.

Более того, замечена тенденция нездорового доминирования в современной прессе информации над аналитикой. По этому поводу Е. Музалевский приводит признание одного столичного журналиста: «В нашей газете есть лишь три жанра: заметка, большая заметка и очень большая заметка».

Впрочем, этот тренд, если он есть, не относится к журналам, которые не могут состязаться с другими СМИ в оперативности, и их хлеб – аналитика.

За следующей ориентировкой обратимся к упомянутому выше преподавателю Саратовского государственного университета Е. Музалевскому: «Тема дает… подсказку, ибо за ней кроется объект вашего профессионального интереса. Если вы были свидетелем неожиданного события – смело пишите репортаж. Если пытались разобраться в проблеме – статью или корреспонденцию. Если вас заинтересовала человеческая личность – очерк. А хотите (и имеете основания) съязвить в чей-то адрес – фельетон. Побывали на пресс-конференции – отчет, на премьере в театре – рецензию».

Вряд ли нужно ставить себе целю хорошо освоить все жанры. На практике большинство журналистов ограничивает себя обращением к нескольким самым популярным жанрам, а некоторые специализируются на одном-двух.

В течение нескольких десятков лет в отделе информации «Московской правды» работал Лев Колодный, публиковавший только репортажи и только на одну тему – о Москве и москвичах.

Информационные жанры

ЗАМЕТКА. (В рассылке я чаще применял термин «НОВОСТЬ»; нередко говорят «ИНФОРМАЦИЯ».) Оперативное, краткое – 10-30 строк сообщение, отвечающее на известные нам КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? Пишется предельно просто и ясно, в ней нет ничего лишнего. Имеет заголовок. Подробнее

ХРОНИКА – хорошо сокращенная заметка. Сообщение из одной-двух фраз, не имеющее заголовка. По сути – голый лид. В газетах, как правило, хроника публикуется подборками, нередко без имени автора. Информационные ленты на интернетовских сайтах – это хроника.

Поступающим на журфак не следует специально писать хронику, пишите заметки. Хронику из ваших текстов может сделать редактор, если у него окажется мало места на полосе или он решит из вашей заметки «отжать воду». Не расстраивайтесь, вырезайте ваш текст и шапку газеты, наклеивайте их на плотную бумагу – редакция заверит авторство. Кстати, и гонорар вам должны начислить, правда, копеечный.

РАСШИРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ – напротив, увеличенная в объеме заметка. Предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: предыстория факта, события или явления, сравнение, характеристика героев и т. д. Содержит 40-150 строк. Заголовок, лид – само собой. Допустим подзаголовок.

ИНТЕРВЬЮ (иногда относят к особой группе диалогических жанров) – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по электронной почте и т.д.) Обязательна фотография собеседника. Подробнее

БЕСЕДА – интервью одновременно с несколькими собеседниками. Ясно, что журналист, ведущий беседу, должен быть неплохим специалистом в теме. Разновидность беседы – «КРУГЛЫЙ СТОЛ».

РЕПОРТАЖ – показ события в его развитии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы многих информационных жанров. Автор репортажа использует яркие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Подробнее

ОТЧЕТ – тот же репортаж, только без «художеств»: без попыток перенести воображение читателя на место, без эмоций… Журналист последовательно излагает полученную на пресс-конференции, презентации, симпозиуме, съезде фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ освещает 1-2 наиболее важных вопроса.

Начинающим журналистам сперва следует научиться писать отчеты. С опытом ваши отчеты постепенно приобретут качества репортажей.

ЗАРИСОВКА – очень маленький репортаж. Запечатлевает момент встречи с человеком, животным или природным явлением. Предмет отображения – участники встречи и ситуация, в которой они оказались. В зарисовке всегда две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.п. Метод отображения: описание, воспроизведение деталей и подробностей. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена – в пространстве, во времени.

Мастера зарисовки – Василий Песков («Комсомольская правда»), Юрий Рост, опубликовавший в «Московских новостях» под рубрикой «Альбом Юрия Роста» сотни зарисовок в сочетании с фотопортретами их героев.

Способным начинающим авторам зарисовка по силам. Внимательно смотрите вокруг и – пробуйте свое перо.

Аналитические жанры

У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах.

СТАТЬЯ – обобщение фактов и явлений и их анализ. Журналист вскрывает закономерности в развитии явлений, исследует причинно-следственные связи. Для стиля статьи характерны деловитость, насыщенность размышлениями. Автор, опираясь на факты и мнения, формулирует понятия. Подробнее

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ в отличие от статьи берет один факт или узкую группу фактов. Дается описание факта, его анализ и соответствующие выводы. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы.

Корреспонденция – очень коварный жанр, поскольку включает в себя и факт, и его оценку. Корреспонденция была характерна для советской печати, когда журналист считал себя вправе «учить» свою аудиторию. Сегодня редакторы четко разделяют информацию и мнения, и корреспонденция, «сидящая на двух стульях», оказывается не у дел. Между тем, начинающие журналисты очень любят в конце заметки добавить пожелание успеха герою материала или надежду на лучшее будущее. Этого делать не следует. Мало-мальски квалифицированный редактор эту «отсебятину» вычеркнет.

«Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений. Наша задача – оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать». – Андрей Кобяков, журналист, создатель и ведущий портала www.mediasprut.ru

ОБОЗРЕНИЕ или ОБЗОР (иногда говорят «СВОДКИ», «ИТОГИ») – панорама событий, происходивших в течение определенного периода в очерченной области жизни или на очерченной территории (школе, организации, предприятии, городе). Автор аргументирует, почему именно эти события он включил в свой материал. Различают ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ и АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, особенности которых ясны из определений.

РЕЦЕНЗИЯ – аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства. Автор стремится сформировать отношение читателя к рецензируемому произведению, дать практический совет – прочитать книгу, послушать диск или не тратить на них время. От журналиста требуется предельная объективность.

Новичкам кажется, что написать рецензию легко: побывал на концерте и – вперед! На самом деле на рецензию имеет право лишь очень хорошо подготовленный автор, который и самому артисту может поведать нечто дельное о его творчестве. Но если вы знаток, скажем, кино или модной музыки, – можете попробовать.

СОВЕТ – рекомендации о покупке компьютеров, продуктов, садоводстве и т.п. Ясно, что нужно быть спецом в теме и приводить аргументы. Совет сродни рецензии, только объектом внимания журналиста является не искусство, а сфера потребления.

РЕЙТИНГ – ранжирование по разным критериям событий, личностей, песен, групп (top-20 и т. п.) В основе рейтинга лежит опрос большого количества экспертов (информаторов) или обработка статистики. Журнал «Форбс» (Forbes) сделал себе известность своим ежегодным рейтингом самых богатых людей планеты.

Если вы имеет вкус к кропотливому сбору однотипной информации и подсчетам, составление рейтингов может оказаться для Вас нетрудным делом. Например, какие треки были наиболее популярны на дискотеках Вашего города в октябре? Думаю, диджеи поделятся с Вами своими наблюдениями.

МОНИТОРИНГ – систематическое составление рейтингов и комментирование динамики изменений. Самый популярный из публикуемых мониторингов – колебание курсов валют.

ОПРОС – симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

По-моему, подготовить опрос легко. Добросовестность и трудолюбие здесь важнее литературного мастерства. Маленькие региональные издания иногда совершают ту ошибку, что публикуют мнения всех, кого встретил на улице журналист. Однако читателю интересно мнение двух категорий людей: 1) экспертов; 2) знаменитостей (пусть местного масштаба).

ПРОГНОЗ – попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.

ВЕРСИЯ – моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

И прогноз, и версия – на мой взгляд, не для новичков. Надо быть опытным специалистом в теме, чтобы осмеливаться делать их. Хотя, как элемент статьи или комментария, прогноз и версия, возможно, могут украсить текст начинающего.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ – рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

Расследование – высший пилотаж журналистики. Начинающим браться за этот жанр не стоит – наломаете дров.

КОММЕНТАРИЙ – объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к проблеме или чьему-либо мнению.

Маловероятно, что «взрослая» газета напечатает комментарий новичка. Скорее, журналист, готовящий ваш «экстремальный» материал, сочтет необходимым прокомментировать его.

Художественно-публицистические жанры

Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

ОЧЕРК. Объект очерка – все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы. Приступая к написанию очерка, журналист обращает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, отличаясь от него, однако, в главном – он строго документален, в нем нет места вымыслу. В центре очерка часто находится человек. Цель очерка – раскрыть характер героя, важнейшие черты его психологии, объясняющие его действия в конкретной жизненной обстановке. Различают ОЧЕРК-ПОРТРЕТ, ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК и другие.

Новичкам браться за очерк не рекомендуется – весьма сложен в написании, требует литературного мастерства.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК – пожалуй, единственный вид очерка, где может себя проявить начинающий. Близок к репортажу. Героем путевого очерка становится не отдельный человек, а множество людей, иногда представляющих целую страну и ее народ. Таковы рассказы вернувшихся из турпоездок.

Путевой очерк – старинная и славная традиция отечественной словесности. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остов Сахалин» Чехова – хотя и принадлежат литературе, по форме и содержанию – путевые очерки.

ФЕЛЬЕТОН – сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Из современных газет практически исчез.

ПАМФЛЕТ – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Жанр, на мой взгляд, всецело принадлежит истории журналистики.

ПАРОДИЯ – подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.

Фельетон требует дара сатирика, которым обладает далеко не каждый. Хотя жанр желанный в любой газете. Ну, а если Вы напишете приличный фельетон, и его напечатают, повышенное внимание к Вашей персоне при собеседовании на журфаке обеспечено! То же всецело относится к пародии.

ПИСЬМО (эпистолярный жанр) – прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие). Письмо может быть на абсолютно любую тему. Так, в свое время Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в вузах страны.

Письмо – едва ли не единственный путь новичку напечататься в федеральной газете, а именно: в разделе писем, на полосе мнений. Только надо, чтобы в вашем письме была неординарная мысль или аргументированная поправка к уже напечатанному кем-либо материалу.

ЭССЕ – полифонический жанр, сочетающий в себе признаки многих других жанров. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик. Автор часто излагает результаты своих наблюдений и их анализа в форме свободного потока мысли. Нередко эссе мозаично, состоит из множества мелких главок, скрепляемых главной мыслью, развиваемой в тексте.

Насколько мне известно, по американской традиции в некоторых школах сейчас дают задания написать эссе. Давайте честно признаем, получается обычное школьное сочинение на свободную тему. Для создания хорошего эссе, как и очерка, необходимы и литературное мастерство, и жизненный опыт, которого у молодых по определению нет. Чтение «Опытов» Монтеня – хорошее лекарство против зуда в руке написать эссе.

А если я не умею писать?

Выскажу крамолу, за которую, возможно буду бит профессорами, если им на глаза попадется наша рассылка. Существуют жанры, в которых можно состояться, не умея хорошо писать. Вот они:

ЗАМЕТКА. Ответил на вопросы, расставил материал «перевернутой пирамидой» – заметка (новость, информация, хроника) готова!

ИНТЕРВЬЮ. Важно хорошо изучить тему и будущего собеседника, на основе изучения составить список интересных вопросов и – точно зафиксировать ответы. Все. Особого литературного мастерства не требуется.

ОТЧЕТ. Надо лишь добросовестно изложить ход мероприятия или тезисы доклада. Кстати, текст выступлений старайтесь выпросить у докладчиков – очень помогает не ошибиться в цифрах, фактах, именах.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ(не путать с обзором прессы!) Достаточно быть в теме. Сообщайте о наиболее интересном, что есть, и фактура сама «сделает» материал.

РЕЙТИНГ. Знание арифметики важнее умения писать. Интерес к теме обязателен.

ОПРОС. То же, что интервью, только проще – знай фиксируй, мнения по одному единственному вопросу.

ПИСЬМО. Легко пишется, если наболело или есть железобетонные аргументы. Журналист ошибся, вы знаете, как правильно – пишите письмо.

Состояться как журналист в этих жанрах можно, но уверенность и самоуважение вы почувствуете, когда рука наберет опыта и профессионализма. Так что, даже если вы начинаете с очень низкого старта, – совершенствуйтесь и вы увидите небо в алмазах!

Консультация

Вопрос:

Мне нравится Ваша рассылка, с огоньком она такая. У меня странный, может, отчасти самонадеянный вопрос. Я имею экономическое образование. Работаю по специальности. Но мне это не нравится. То есть я, конечно, могу себя превозмочь. Но зачем?

Потребность кардинально изменить место работы, сферу деятельности, а значит – будем смотреть глобально – и образ мысли, жизни, ареал пребывания назревала давно. Но не хватало только базового импульса. И вот сегодня этот импульс, этот легкий пинок судьбы докатился до меня (видимо, рассылка – И.Б.) Я хочу быть журналистом. Знаю точно одно: я хочу писать и печататься.

С чего начать поиск? Без образования журналиста, скажу больше, без гуманитарного, филологического образования.

В какие издания можно направить резюме? Оговорюсь: собираюсь перебраться в Петербург, поэтому интересуют прежде всего питерские издания. А так как в настоящий момент я живу на Северо-Западе страны, то это могут быть питерские деловые издания, освещающие проблематику Северо-Западной части РФ.

Игорь Николаевич, не располагаете ли информацией, в какие потенциальные места работы я могу направить резюме?

С уважением, Настя

Ответ:

Здравствуйте, Анастасия!

Пишущих экономистов-профессионалов не так много, так что Ваши шансы не так уж эфемерны. (По этой же причине отвечаю Вам в открытую: маловероятно, что среди читателей рассылки много экономистов, да еще с Северо-Запада.)

Направляю Вам ссылку на каталог питерских изданий

В них Вы можете направлять Ваше резюме.

Но пишете ли Вы?

Вас могут попросить показать образцы Ваших статей.

Если их нет – Вам нужно их написать и напечатать в любом издании, не обязательно питерском.

Как это сделать я планирую рассказать в ближайшем выпуске.

Америк не открою, но пошаговый план действий Вы получите.

P. S. Правда, я припас и ложку дегтя. Вчера случайно в романе Ильи Стогова «Мачо не плачут» (читаемом моей дочерью) наткнулся на предложение: «Работа в петербургских газетах оплачивается плохо». Но это мнение Стогова.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Как правильно написать статью? Существуют правила написания статей

News image

Если перед Вами поставлена задача написать хорошую статью на заданную тему, это многое упрощает.

Журналистика для начинающих. Как искать новости

News image

Новости — это сказки для взрослых.

Слухи или реклама? В чем разница?

News image

Большинство членов топ-менеджмента и руководства компаний, до сих пор не могут прийти к единому мнению об эффективности той или иной рекламы.

Интервью от журналиста:

Константин Эрнст: номер один на российском телевидении

News image

В Нью-Йорке, где проходила презентация новых каналов, с Константином Эрнстом встретился Олег Сулькин.

Читать...

`Беседа с президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей Э. Са

News image

...В

Читать...

Эхо Москвы`: Журналистика в России - особо опасная профессия

News image

Ведущие :     Сергей Бунтман Гости :     Михаил Леонтьев, Раф Шакиров, Томас Бонифилд

Читать...

Elie Ducommun

News image

( 19.02.1833 года [Женева]- 06.12

Павел Николаевич Гусев

News image

Pavel Gusev (04.04.1949 года [Москва]) Россия (Russia)

Григорий Евлампиевич Благосветлов

News image

Grigorij Evlampievich Blagosvetlov ( ...

Григорий Захарович Елисеев

News image

Grigorij Zaharovich Eliseev

Олег Владимирович Кашин

News image

Oleg Kashin ( 17.06.1980 года [Калининград]) Россия (Russia)

Борис Юльевич Кагарлицкий

News image

Boris Kagarlitskiy ( 28.08.1958 года ) Россия (Russia)