image1 image2 image3 image1

: Главная Основы Журналистики Очерки



Очерки
Теория журналистики - Основы Журналистики

очерки

Очерк – один из важнейших жанров публицистики. Важнейших – потому что требует от автора высокого профессионального мастерства. И потому, что очеркист всегда решает сложнейшие задачи, встающие перед ним в соответствии с возможностями и особенностями этого жанра.

Выбор очерка журналистом определяется назначением этого жанра – сообщение и показ всего, что окружает человека. Объект очерка – все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы, которые встают перед ними, и т.д. Специфический предмет очерка – человек. Если репортаж мы можем назвать историей события, то очерк – это история человеческого характера. В центре очерка – его герой, человек или люди, составляющие коллектив.

Автор очерка стремится создать портрет своего героя – внешний, рисуя основные черты его облика, и внутренний, психологический, фиксируя особенности его характера, объясняющие его действия, поступки, отношение к другим людям. Его интересуют самые разные стороны жизни своего героя: в частной жизни – дома, в семье, на отдыхе, в отношениях с друзьями, и в общественной жизни – на работе, в коллективе, где он трудится. Понятно, что рассказать об этом очеркист может, лишь опираясь на детали и подробности, которые он показывает, осмысляя их значение. Очерк – не анкета, воспроизводящая всю биографию человека. Автор представляет своего героя читателю, выбирая лишь самые важные этапы его жизни и самые характерные его поступки и строя на этом сюжет и композицию своего произведения. Он может даже ограничиться рассказом о каком-то одном периоде жизни человека, которому посвящает очерк, когда наиболее ярко проявились важнейшие стороны его характера.

Но, как и в зарисовке, в очерке всегда присутствуют две стороны – главный герой, которому посвящен текст, и очеркист, осмысляющий его поступки и решения и помогающий читателю понять их значение. Иногда автор прямо обращается к читателю, делясь с ним своими впечатлениями от увиденного, и его мнение имеет не меньшее значение, чем высказывания самого героя. Свободный, образный стиль очерка имеет много общего со стилем репортажа и зарисовки, он помогает обеспечить эффект присутствия автора рядом с его героем, дает читателю возможность увидеть и услышать его.

Журналист использует все доступные ему методы сбора информации для своего очерка. Он работает как репортер, наблюдая за своим героем, и как интервьюер, беседуя с его родными, друзьями и руководителями. Он выступает в роли обозревателя, анализируя и осмысляя проблемы, с которыми сталкивается его герой, и высказывая свое мнение о его решениях и действиях. Ему приходится изучать документы, связанные с жизнью героя: его трудовую книжку, приказы с благодарностями и выговорами и т.п.

Автор очерка выступает как публицист, не отходя от фактов и обеспечивая строгую документальность своего текста. Самое большее, что он может себе позволить, – предположить, как поступил бы его герой в той или иной ситуации, исходя из его характера. Вымысел очерку противопоказан. Но в то же время очеркист пользуется многими художественными средствами отображения жизни, рисуя ее картины, показывая своего героя в определенных ситуациях. Он решает сложную задачу создания публицистического образа своего героя, подобно тому как писатель создает художественный образ своего литературного героя. Оба пользуются методом типизации, но если писатель прибегает при этом к фантазии, вымыслу, то очеркисту приходится искать для этого реального живого и в чем-то типичного человека. Так создавал публицистические образы сельских механизаторов и хлебопашцев в своих очерках Юрий Черниченко, так работали братья Аграновские – Анатолий в «Известиях», Валерий – в «Комсомольской правде», публикуя очерки, которые читали миллионы людей.

Подавляющее большинство газетных текстов в этом жанре – адресные очерки, привязанные к реальным людям, местности и времени. Лишь изредка в газетах появляются безадресные очерки, находящиеся на грани рассказа.

В зависимости от задачи, стоящей перед журналистом, он обращается к одному из видов газетного очерка. Широко распространен портретный очерк, в котором автор создает публицистический образ своего героя – представителя какой-либо социальной группы или профессии. Разновидностью такого очерка является политический портрет, в котором обычно представлены важнейшие этапы и эпизоды политической биографии героя – президента, депутата парламента, губернатора, другого государственного или общественного деятеля, дается оценка важнейших сторон его деятельности. Политические портреты часто публикуют в период выборных кампаний.

Иная задача стоит перед автором проблемного очерка. Он сосредоточивает свое внимание на проблеме, стоящей перед его героем, на методах ее решения и на ее общественном значении. Роль очеркиста в таком очерке возрастает, его мнение об исследуемой проблеме, выводы, которые он делает в итоге проведенного анализа, имеют важнейшее значение.

Одной из традиций отечественной очеркистики является публикация путевых очерков. Известные произведения классиков русской литературы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остров Сахалин» Чехова и другие были написаны в жанре путевого очерка. Его значение особенно возросло в последние годы в связи с усилением контактов России с другими странами. Обращаясь к этому виду очерка, автор стремится передать читателю свои впечатления о том, что видел и слышал, о тех, с кем встречался. Такой текст оказывается объединением ряда эпизодов, связанных с разными людьми и населенными пунктами. Героем путевого очерка становится не отдельный человек, а множество людей, иногда представляющих целую страну и ее народ, – автор создает их публицистический образ.

В соответствии со сферой жизни, которую отображает очерк, в газете публикуют его тематические разновидности – производственный очерк и сельскохозяйственный, педагогический и спортивный, очерк нравов и т.д.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Роджер де Век. Жадность средств массовой информации, или Несколько воп

News image

Говорят, что средства массовой информации превратились в четвертую власть наряду с парламентом, правительством и органами юстиции.

Журналистика послевоенного периода

News image

После существенной перестройки и изменения стиля работы большинства отечественных изданий во время протекания Второй Мировой войны практически все советские изданная на...

Что такое Пресс-конференция

News image

Самый доступный способ получения информации — посещение пресс-конференций. Журналисты между собой называют их «прессухи».

Интервью от журналиста:

Александр Роднянский: `Закон - не священная корова`

News image

Президент STS Media Александр Роднянский считает, что новый закон о рекламе на руку государственным каналам

Читать...

Всеволод Богданов: `Журналистам пора вспомнить о самой главной своей о

News image

Журналистам пора вспомнить о самой главной своей обязанности - исследовать жизнь, - заявил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов на сегодняш...

Читать...

Интервью К.Эрнста журналу `Сеанс`

News image

Сеанс: Представьте, что приплывает к вам золотая рыбка и говорит: Я готова выполнить твое желание, но только одно из двух - выбирай.

Читать...

Владимир Владимирович Кара-Мурза

News image

Vladimir Kara-Murza ( 07.09.1981 года [Москва]) Россия (Russia)

Михаил Сулевич Бейзер

News image

Mihail Beizer ( 08.04.1950 года ) Россия (Russia) Ленинградский писатель, журналист, отказник.

Джон Алперт

News image

Jon Alpert (1948[Порт-Честер, штат Нью-Йорк.]) США (Usa)

Олег Анатольевич Лурье

News image

Oleg Lure (03.05.1963 года [Харьков]) Россия (Russia)

Эли Дюкоммен

News image

Eli Diukommen (19.02.1833 года - 07.12.1906 года)

Татьяна Петровна Кошкарева

News image

Tatyana Koshkareva (05.09.1962 года [Москва]) Россия (Russia)