image1 image2 image3 image1

: Главная Основы Журналистики Дизайн и верстка газеты



Дизайн и верстка газеты
Теория журналистики - Основы Журналистики

дизайн и верстка газеты

Пять простых шагов к совершенству

В том, чтобы сделать хорошую газету, должны участвовать все: журналисты, рекламный отдел, редактор, верстка. У всех должна быть одна цель и все должны знать, что надо сделать, чтобы ее достичь.

Во многом проблема белорусских (и русских ! - MediaSprut) газет состоит в том, что работники редакции не знают, что им следует делать, потому что редактор не говорит им, каковы их цели.

Принцип работы в команде прост и очевиден. И тем не менее, существуют вещи, о которых должны помнить именно верстальщики. Ведь часть проблем современной белорусской прессы - на их совести.

Понятно, что газетная верстка - сложный и трудоемкий процесс, зачастую требующий нетривиальных решений. Тем не менее, можно попробовать выделить несколько вещей, на которые верстальщикам в Беларуси стоит обратить внимание. Пусть их будет пять.

Во-первых, это грамотное использование и размещение фотографий. В белорусских газетах не хватает хороших фото - надо пытаться ставить их чаще и большего размера.

Кроме того, фотографии не должны разбивать течение текста на странице, то есть не должны разбивать колонки и стоять в середине страницы. Идеальное положение для фото - вверху, над заголовком или под ним. Такие снимки привлекают достаточно внимания.

Кроме того, стоит обращать внимание на качество самих фотографий. Как минимум, читателю должно быть понятно, что происходит в кадре.

Во-вторых, под каждой фотографией должна стоять подпись. Именно под фотографией - нет никакого смысла ставить подпись вывороткой или черным текстом на сером внутри кадра.

Фотография - не декоративный, а смысловой элемент, поэтому ставить подпись в поле фотографии - все равно, что ставить один текст над другим. Если какая-то часть фото не несет смыслового значения, ее лучше обрезать, чем ставить на нее текст.

Но может быть, подписи не нужны вовсе? Так вот, если подписи нет, читателю неоткуда узнать, что происходит, или кто человек, изображенный на фото. В этом случае текст материала, где это объясняется, читатель зачастую и вовсе не начнет читать.

Кроме того, если на фото изображены какие-то люди, то совершенно необходимо указать, кто это, тем более что качество печати не идеально. Даже если на фотографии изображена футбольная команда, надо перечислить всех игроков.

Понятно, что часто, когда фото небольшое, а имен много, подпись может занимать чуть ли не треть того пространства, которое занимает сам снимок. Но в этом случае из-за качества фото, как правило, непонятно, кто изображен, а на каждого человека в кадре всегда найдется 10-15 человек, которые его знают и которым приятно будет знать, что это именно он. В любом случае, всегда можно срубить текст. Вообще, нет таких материалов, с которых нельзя было бы срубить текст.

В-третьих, врезки должны быть понятными и краткими. Понятно, что написание врезок - это работа журналиста. На самом деле, очень многое в газетном дизайне зависит от работы журналиста. Именно эти люди пишут подзаголовки, врезки и подписи к фото - все те графические элементы, которые делают полосы ярче и разнообразнее. Но даже если пишущая братия не сдает материалов с врезками и подзаголовками в принципе, ситуация не безнадежна.

В колонках и комментариях (неновостных материалах) в начале абзацев хорошо смотрится пара-тройка аккуратных буквиц. Если же к материалу нет подзаголовков (а вот это уже может быть новость или колонка), в тексте можно кое-где выделить первые несколько слов абзаца полужирным (а если хотите, дать эти несколько слов ПОЛУЖИРНЫМИ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, как в данном материале) - срабатывает. При этом стоит оставлять перед абзацем с буквицей или полужирным выделением одну пустую строку.

Хотя если уж совсем серьезно подойти к дизайну газеты, в редакции стоит заранее выработать единые правила, решив коллегиально:

* какой длины может быть врезка и какую информацию она должна содержать,

* какой длины могут быть подзаголовки,

* какую информацию должны содержать в себе подписи под фото.

В-четвертых, следует обращать больше внимания на сам принцип компоновки первой полосы.

Вообще, первые полосы, - пожалуй, самая большая проблема в белорусском газетном дизайне. Как правило, на них стоит один главный материал номера, тысяч на семь знаков и с мутной фотографией в две колонки из шести шириной, и два-три материала поменьше.

Между тем, первую полосу можно сделать значительно более живой и интересной, если попытаться с ее помощью дать читателю представление обо всем, что может заинтересовать его в номере. Более того, обилие текста и небольшое фото делают первую полосу похожей на любую другую, чего стоит избегать.

Первое, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию - использовать на первой странице одно большое новостное фото.

Второе - использовать анонсы материалов. Их может быть три или четыре - в общем-то неважно, сколько. Причем, даже если в газете только восемь страниц, использование анонсов все равно имеет смысл, ведь больше людей захотят купить газету, если сразу дать им представление о том, что они смогут прочитать.

Еще один хороший ход - печатать на последней полосе анонсы материалов в следующем номере. Понятно, что планировать что-то серьезное на неделю вперед непросто. С другой стороны, такие анонсы могут заставить случайного покупателя купить и следующий номер, а заинтересованные в том или ином вопросе с нетерпением будут ждать выхода нового номера газеты.

В-пятых, использование шрифтов. Иногда кажется, что многим белорусским редакторам и верстальщикам не хватает элементарных знаний о правилах использования шрифтов в газете.

К примеру, газетным стандартом является использование одной гарнитуры для текста и максимум двух для заголовков. При этом главное - разработать правила использования шрифтов и придерживаться их.

Если в стиле размер текстового шрифта - 9, а интерлиньяж - 10, тогда они ВСЕГДА должны быть такими.

Опять же, в случае, когда текст не влезает, его надо обрезать. Проблема в Беларуси (и в России, и в России! - MediaSprut) заключается в том, что газеты пытаются ужимать текст и заголовки за счет интерлиньяжа и кегля, трекинга и кернинга. В результате, в номерах нет единства шрифтового стиля.

Все это, в общем-то, мелочи, но хотя бы попытайтесь увидеть, что проблемы, с которыми сталкиваются все вокруг, действительно можно решить. Это уже будет здорово.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Чигринская Л. Основы Журналистики

News image

Учебный курс Основы журналистики предполагает выверенную, хорошо обоснованную теорию, которая отражает сущностные свойства объекта, отличающие его от других объектов;...

Три источника и три составные части новости

News image

Газета «Нью-Йорк Таймс» провозглашает в своем редакционном девизе, что она «печатает все новости, пригодные для публикации». Этот принцип в той или иной мере характерен...

Ракурс

News image

Репортер всегда должен найти угол, под которым он хочет подать материал. Один и тот же вопрос может освещаться с разных точек. Поэтому так важен ракурс подачи. Скаже...

Интервью от журналиста:

Леонид Парфенов. Железный человек

News image

Автор: Евгений Левкович Rolling Stone , №49 RS встретился с журналистом и отставным телеведущим Леонидом Парфеновым, озвучившим британский мультсериал ...

Читать...

Нателла Болтянская: Свобода слова в 90-е

News image

Вы слушаете Эхо Москвы . Евгений Ясин, Нателла Болтянская у микрофона. Здравствуйте, Евгений Григорьевич. ЕВГЕНИЙ ЯСИН: Здравствуйте

Читать...

Константин Эрнст: `Эра `цифрового` телевидения кончилась`

News image

В 2006-м уж особенно часто доводилось слышать: совсем нечего смотреть! Причем восклицавшие не уточняли - где именно. Но все понимали: речь не про кино, театр ...

Читать...

Молли Айвинс

News image

Molly Ivins ( 30.08.1944 года [Монтеррей, Калифорния]- 31.01

Познер: Новости, опасные для власти, в России просто не транслируются

News image

Российский телевизионный зубр Владимир Познер в эксклюзивном интервью Корреспонденту рассказал о том, как и почему он обходит ос...

Иван Александрович Баженов

News image

Ivan Bazhenov ( 12.10.1846 года - 27.10

Знаменитые журналисты Второй мировой войны

News image

Знаменитые журналисты Второй мировой войны Иоганн Моисеевич Зельцер Лев Адольфович Озеров Александр Андреевич Прокофьев...

Александр Анатольевич Кривенко

News image

Aleksandr Krivenko ( 13.05.1963 года [Львов]- 09.04

Татьяна Петровна Кошкарева

News image

Tatyana Koshkareva ( 05.09.1962 года [Москва]) Россия (Russia) Главный редактор 'Независимой газеты'. Родилась 5 сен...