Что такое новость? |
Теория журналистики - Основы Журналистики |
Честно говоря, ответить на этот вопрос с абсолютной точностью практически невозможно. Я проработал журналистом более 40 лет, но так и не нашел ответа, наверное, потому, что новости в большей мере имеют отношение к эмоциям, чем к теории и науке. Однако, отдав несколько лет профессии, ты начинаешь чувствовать «нутром», что является новостью, а что нет. Первое, что я сделал, когда меня пригласили преподавать на отделении журналистики и коммуникации в Стокгольмском университете в 1996 г., - отправился в библиотеку и попросил выдать мне все книги, в которых есть четкое определение «новости». Однако библиотекарь деликатно объяснил, что таких книг не было и нет в природе. Новости - это эмоциональное восприятие и традиционные представления в равных пропорциях. И те, кто передает новости, и те, кто их потребляет, не раз пытались дать определение этому понятию. Но в конечном счете речь идет о тех наблюдениях, которые ведет корреспондент, физически присутствуя на месте события, и которые возможно пересказать другим людям. Ученые, занимающиеся исследованием понятия «новость», пытаются сделать это путем изучения материалов первых полос изданий. То, что мы, журналисты, отбираем для публикации, превращается в материал для исследования понятия «новость» со стороны ученого мира. Для нас, служителей пера и микрофона, это конечно, лестное открытие! Процесс распознавания новости таким образом тесно связан с интуицией журналиста, его опытом и увлеченностью своей профессией и той или иной темой. Восприятие информации и понимание, что такое новость, может отличаться в разных странах и разных культурах. Так, сообщение в СМИ Индии о том, что кто-то видел привидение, вполне может расцениваться как новость, в Чили многие журналисты с удовольствием описывают мистические истории о НЛО, в то время как в Швеции такого рода информация могла бы появиться разве что под рубрикой «курьезы». В некоторых странах в информационном потоке доминируют сообщения о перемещении по городам и весям первых лиц государства и проведенных ими официальных встречах. Но такие протокольные новости скучны и неинтересны для широкой публики, если они не имеют привязки к чему-то более конкретному, имеющему отношение к повседневной жизни людей. Такие сообщения публикуются не потому, что они имеют значение для людей и являются новостями, а потому что «так нужно». Такой подход к информации противоречит, на мой взгляд, истинной ценности новостей. Событие - ключевое слово в работе репортеров. Событие - это перемена. Что-то меняется, и сам факт изменений является новостью. Это зацепка, или крючок, как говорят шведские журналисты, на который можно «нанизать» повествование или сюжет. Изменения могут носить разный характер. Самая очевидная новость - внезапно произошедшее событие: крушение самолета, пожар, уход кабинета министров в отставку. Событийная новость, таким образом, - это внезапная перемена. Однако изменение может быть и длительным по времени, и тогда речь уже пойдет о новости-тенденции. Перемена сначала незаметна, но постепенно становится настолько очевидной, что превращается в новость. Капля воды, одна за другой наполняющая стакан, не является сама по себе новостью. Но если вода станет выливаться, то это уже событийная новость. Глобальные изменения климата - типичный пример новости-тенденции. Температура Земли медленно повышается, градус за градусом, год за годом. Вследствие этого ледники Арктики начинают таять, глетчеры становятся все меньше, на нашу планету обрушиваются штормы и ураганы, аномальные климатические явления. Где-то - страшная засуха, где-то - наводнения, все это результаты постепенных и очень медленных изменений, которые отражаются на жизни всего человечества, и этому должно уделять внимание СМИ разных стран и политики на местном и общегосударственном уровне. Для новости-тенденции зачастую необходима зацепка, информационный повод, чтобы она попала на страницы газет, в радиоэфир или на экраны телевизоров. Ураган «Катрина», обрушившийся на Новый Орлеан в США, или ураган «Гудрун», нанесший огромный ущерб владельцам лесов в Швеции пару лет назад, стали теми событиями, которые привлекли внимание СМИ не только к вопросу о готовности стран к подобного рода катастрофам, но и к проблемам климата и глобального потепления. Премьера фильма об изменении климата бывшего вице-президент США Альберта Гора также дала повод для глубокого размышления на эту тему. Без информационного повода новости-тенденции абстрактны, отсутствует и необходимая для интересного повествования драматургия. Конечно, редакция может планировать освещение как событийных новостей, так и новостей, не имеющих привязки к актуальным событиям, хотя, конечно, их ценность значительно выше, когда они идут в ряду с событийными новостями на ту же тему. Представьте себе, что информационный поток - это река, а новости - большие рыбины и маленькие рыбешки. Журналист занимается ловом рыбы. Он может делать это посреди реки, где можно поймать полезные, но уже приевшиеся сорта рыбы, или в ее мутных притоках, где рыбка поменьше, но зато и повкуснее. Для успешного лова нужно знать повадки рыбы и подобрать подходящую снасть. Если мы выбрали сети, то скорее всего в улове будет много рыб одного сорта, например трески. Ловля на мушку требует большей сноровки, но и улов может быть вкуснее и «эксклюзивнее». Со специальной наживкой отправляются на «охоту» за раками. С другой снастью, другой наживкой, в другое время года - за омарами. Но это еще не все. Свежесть рыбы - один из важнейших факторов ее ценности, к тому же она должна быть тех сортов, к которым наша публика уже привыкла, научилась готовить и есть. Неизвестные ей сорта будут (или могут быть) забракованы, ведь даже «хорошие» новости, затрагивающие абсолютно незнакомую ранее тему, могут быть сложными и для репортера, и для читателя/зрителя/слушателя. Пойманную рыбу нужно очистить и разделать. Информационное сообщение должно быть записано, отредактировано, к нему нужно подобрать «аппетитный» заголовок. Рыбу нужно обработать, приготовить, подать на стол. Рыбное блюдо, возможно, станет лишь частью меню. Информационное сообщение также должно быть включено в ряд других сообщений в программе или на полосе. Мы можем говорить об эксклюзивных сортах рыбы, подаваемых в роскошных и дорогих ресторанах, рассчитанных на изысканную и взыскательную публику, или о простенькой салаке с картофельным пюре в дешевой забегаловке, посетители которой не отличаются привередливостью. Рыба может попасть в суп, раздаваемый бесплатно бездомным, или на новогодний ужин с шампанским! Итак, ежедневно мы, журналисты, отправляемся на рыбалку, чаще всего в те места, которые известны и другим, и зачастую приносим домой, то есть в редакцию, рыбу, привычную для многих. И все-таки в один прекрасный день пытливый, талантливый журналист вдруг обнаружит, что мидии не просто съедобны, но и изысканы на вкус. Второй в притоках реки обнаружит редкие, лакомые сорта лососевых. Третий отыщет под камнями в ручье уродливую жабу. Одна из самых увлекательных сторон нашей профессии - увидеть новое в обыденном, разглядеть то, что незаметно другим. Однако никто не может сказать заранее, что именно нам удастся поймать сегодня. Ценность улова становится очевидной только после того, как рыбка разделана, приготовлена и подана на стол.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Журналистика первой половины 20 векаОтличительной особенностью начала двадцатого века с точки зрения журналистики стало то, что именно в этот период существенно начало развиваться частное предпринимательс... |
Репортаж: с чего начинается журналистикаВ журналистике все начинается с репортера. Самые замечательные редакторы могут творить чудеса, в наикратчайшие сроки обрабатывая и редактируя материалы для великолепной... |
Три источника и три составные части новостиГазета «Нью-Йорк Таймс» провозглашает в своем редакционном девизе, что она «печатает все новости, пригодные для публикации». |
Интервью от журналиста:
Чадаев А. Иллюзии русского интернета: интернет-СМИВ рамках подготовки к российско-германскому саммиту (к коему Г.О.Павловский даже попытался задним числом добавить новый раунд жертвенных танцев вокруг НТВ) на... Читать... |
Константин Эрнст: номер один на российском телевиденииВ Нью-Йорке, где проходила презентация новых каналов, с Константином Эрнстом встретился Олег Сулькин. Читать... |
Константин Эрнст, генеральный директор `Первого канала`: `Пусть говоряМасштабы нынешней битвы между каналами можно оценить хотя бы по такому косвенному признаку, как эксклюзивное интервью Константина Эрнста ИР. Читать... |