Роды, виды и жанры журналистики |
Теория журналистики - Основы Журналистики |
Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества. Классификацию начнем с морфологических (греч. morphe – форма + logos – учение) признаков. Аристотель в фундаментальных трудах “Поэтика” и “Риторика” (середина I в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия – особый вид лирики, проза – эпическое произведение, драма – диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в многообразии типов общественной практики человека, невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения. Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение. Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластинок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока. Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные. * Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор. * Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу, об окружающем человека мире, то в художественных – вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью. * Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание. Иногда понятие “публицистика” воспринимается как синоним к слову “журналистика”. Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото - и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах. Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют- информационную публицистику, - аналитическую публицистику, - художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует. В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности. Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии. Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров. Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Важно помнить, что в “чистом” виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На “стыке” жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени. Но сколь бы сложной ни была “конструкция” журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы. Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты. К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики. К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ. К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью – пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate – расследовать) журналистики, его так и называют – расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ. (Цвик В. Л. Введение в журналистику)
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Дети и СМИЧего избегать |
Журналистика для начинающих. Как писать интервью. Подходы к интервьюПрактическое руководство для будущих журналистов о том, как проводить и писать интервью. |
Новости в журналистикеНовость в журналистском понимании – это информация, которой широкая публика не знала до ее публикации. |
Интервью от журналиста:
Путь в журналистикуВзрослые люди . Беседа с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым. Читать... |
О тайнах редкой кремлевской профессии спичрайтера рассказывает журналиРоссийская газета: Текстовик, речеписец, спичрайтер - разные названия одной и той же профессии, которой вы посвятили свою новую книгу*. Читать... |
Предпочитаю оставаться незаметнымПредлагали шоу фокусников Читать... |