image1 image2 image3 image1

: Главная Журналистика и интернет Гипертекстуальность журналистики



Гипертекстуальность журналистики
Теория журналистики - Журналистика и интернет

гипертекстуальность журналистики

Действительно, что такое новость или репортаж, как не связывание текстом события с читателем, смысл которого актуализируется в конкретном читательском (и писательском) контексте. И что такое газетная полоса, как не система гиперссылок, подобранных таким образом, что у читателя, просматривающего заголовки, возникает целостная картина событий дня.

Гипертекст как явление постмодерна обладает рядом свойств, присущих постмодерну. Известный американский критик Ихаб Хасан выделяет (нумерация наша) следующие признаки[]:

1) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков;

2) фрагментарность и принцип монтажа;

3) «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами;

4) отсутствие психологических и символических глубин;

5) молчание, отказ от мимесиса и изобразительного начала;

6) положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную;

7) смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм;

8) театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории;

9) срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

Даже поверхностный анализ любого современного СМИ (и бумажного, и электронного) позволит без труда увидеть в его продукции все перечисленные признаки. Тем более отчетливо эти черты проявляются в интернет-журналистике.

Если характерной чертой гипертекста, как отмечалось, является отсутствие непрерывности – прыжок или скачок в другое текстуальное пространство, то что собой представляют новостные ленты и анонсы на страницах сетевых СМИ, как не побуждение к этому прыжку, причем подчас в совершенно иной контент, размещенный на другом сайте. Читатель (посетитель) провоцируется на непоследовательность прочтения, так как делается максимально возможное для того, чтобы привлечь его внимание к выходам за пределы страницы, на которой он находится. Естественно, он просматривает страницу по диагонали, пропуская большую часть контента (1). Читатель сам монтирует общую картину из фрагментов текста (2), причем все, что мешает свободной интерпретации, отбрасывается как читателем, так и издателем (3). Такой подход напоминает скольжение (серфинг) по поверхности текстуального пространства, гиперссылки чаще всего – это не движение вглубь, а в сторону (4), и напоминает языковую игру (5). Индивидуальное эго бесконечное количество раз переодевается, вследствие чего появляется необходимость принимать образ, типичный для аудитории именно данного ресурса. Оно остается молчаливым наблюдателем даже там, где его провоцируют на высказывание, так как это высказывание осуществляется под маской электронного адреса и ника (сетевого имени). Механизм компенсации эмоциональной бедности поверхностного скольжения включает иронию, уход от серьезности, всеобщий безграничный плюрализм (6), сопровождающийся возможностью эклектики, сочетанием несочетаемых стилей, циклично профанирующих и сакрализирующих друг друга (7), разыгрывая мистерию-буфф перед глазами виртуальной публики (8).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Несколько слов о фельетоне

News image

Название этого жанра происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которо...

Телевидение новостей

News image

Считается, что главные функции телевидения (как и масс-медиа в целом) – информировать, развлекать, просвещать. Мы ограничимся в рассылке информационным вещанием, поскол...

Жанры в теории и практике журналистики

News image

Автор: Шибаева Л. Статья в помощь тем, кто начинает в журналистике самоучкой и хочет стать профессионалом. А также тем профессионалам, которые во все времена обучают но...

Интервью от журналиста:

Копирайтер Kopy о своей профессии

News image

Копирайтер Kopy о своей профессии О первом абзаце Большое внимание уделяю отточенности первых строк. Да, есть такая штука - воруют зачины, хотя с введен...

Читать...

Александр Роднянский: Я вообще пришел на ТВ из кино по недоразумению

News image

Александр Ефимович Роднянский (в кругу друзей - Леша) пришел на СТС в 2002-м. Вскоре после этого стало вовсю колотить НТВ, Борис Йордан после Норд-Оста был ...

Читать...

Телекомпания `ВИД` вчера и сегодня

News image

Взгляд и другие: лица за маской В московском музее искусства народов Востока хранится древняя китайская маска, символизирующая мудрость. На маске сидит л...

Читать...

Хорейс Грили

News image

Horace Greeley (1811[Амхерст, Нью-Гемпшир]) США (Usa) Всю свою жизнь Грили пытался войти во власть. Это ему удалось лиш...

Яков Семёнович Клейнерман

News image

Yakov Kleinerman ( 15.11.1929 года [Одесса]- 29.06

Молли Айвинс

News image

Molly Ivins ( 30.08.1944 года [Монтеррей, Калифорния]- 31.01

Леонид Парфенов устал от новостей

News image

Еженедельник Русский Newsweek покидает его главный редактор Леонид Парфенов. Проработавший в этой должности с 2004 года господ...

Уолтер Кронкайт

News image

Walter Cronkite ( 04.11.1916 года [Сент –Джозефе, шт Миссури]- 17.07

Клас Понтус Арнольдсон

News image

Claus Pontus Arnoldson ( 27.10.1844 года [Гетеборг]- 20.02