image1 image2 image3 image1

: Главная Секреты дела ТВ: свидание с будущим



ТВ: свидание с будущим
Теория журналистики - Секреты дела

тв: свидание с будущим

Если Интернет заменил вам все традиционные СМИ, то вы, возможно, согласитесь с тем, что ТВ-передачи смотрятся как постановки, мало в них непосредственности, импровизации. Разумеется, в каждом виде передач соотношение «сценария» с «естественным ходом событий» разное. Это зависит от целей, жанра и профессионализма ведущих. К примеру, ток-шоу будет вполне актуальным, если его концепция интересна зрителю, а также если ведущий по натуре – хороший модератор. Для того, чтобы управлять дискуссией на острую тему, надо иметь несколько талантов: способность слушать и слышать, желание понять различные точки зрения, чутьё (умение вовремя и тактично прервать монолог увлёкшегося собеседника), умение управлять беседой и направлять её. Если всё это приправлено харизмой ведущего – а ведущему ток-шоу нужна именно харизма, то такой передаче цены нет. В последнее время у меня назрел вопрос: почему профессионалы, которые делают ТВ, довели его до такого состояния? Телевидение как одно из СМИ остаётся в силе для многих. Побродив по каналам, вы можете заметить, что везде стандартная начинка, хочется чего-то нового.

Поскольку, как было отмечено выше, наполнение обычных каналов не имеет существенной разницы, между ними возникает конкуренция. По сути, везде есть «театр нескольких актёров» - передачи-трансляции судов, новости, ток-шоу (в том числе, посвящённые свиданиям), сериалы. Почему я считаю передачи типа «Давай поженимся» ток-шоу? Да, там не обсуждаются актуальные вопросы кроме тех, которые касаются гостей в студии. Личные проблемы в результате обсуждения либо находят решение, либо участники получают целый воз советов из разряда «научите меня жить». В целом же у таких передач соответствующее ток-шоу сопровождение: зрители, приглашённые в студию, ведущие (или один ведущий), гости программы и её главные герои.

А вот и пример конкуренции: на «Первом» - «Давай поженимся», на РЕН ТВ - «Давай попробуем». Это некий вызов, а с точки зрения маркетинга такую передачу назвали бы товаром-заменителем, одной из угроз шоу, появившемуся раньше. Считать ли это прямой конкуренцией? Начнём с того, что концепции у каналов разные. Первый – это масштаб, большой бюджет и все вытекающие отсюда последствия (в том числе и постановочность, запланированность, сценарность). Создателей РЕН больше интересует жизнь и быт обычных людей. Отсюда «Званый ужин» и та же «Давай попробуем». Интересны люди в естественной среде обитания. В красиво оформленной студии «Давай поженимся» герои узнают друг друга в течение нескольких минут. Причём этим знакомством управляют три свахи, которые по-разному влияют на собеседников. Кто-то чувствует себя зажатым рядом с опытной в «любовных делах» Гузеевой. Но, с другой стороны, никто на такие проекты людей не тянет – приходят ведь с целью себя показать и на других посмотреть. На что сделали ставку в «Давай попробуем»? Во-первых, свобода. В течение передачи никто не модерирует разговоры, люди имеют возможность больше узнать друг о друге. Когда у человека есть выбор, он раскрывается по-настоящему. Он может приготовить супер-блюда и сходить в салон, вырядиться как на торжество, а может показать себя совсем иначе – скромным, нетребовательным к еде и внешним атрибутам. Выходит, всё же, что эти передачи не могут считаться полными конкурентами – каждая «от своего канала».

Почему я так много говорю о ток-шоу? Мне кажется, что само телевидение появилось благодаря любопытству, зрители хотят знать, чем живут другие. Это вообще двигатель всех СМИ – интерес. Потом уже появились побочные цели – реклама, в частности. Почему не умирает ТВ и ток-шоу? Всё просто. Да, в Интернете есть возможности организовать конференции, телемосты и прочее. Только они не дают полноты восприятия. Даже если ТВ-передача из рода «постановочных», зритель может судить о герое в целом: каков он, что у него внутри? Зритель видит реакцию, слышит речь и интонации участников. Как считает Сергей Александрович Муратов, известный телекритик и автор множества интересных книг по тележурналистике, камера – это лакмусовая бумажка. От зоркого объектива не укрывается ни выражение глаз собеседника, ни жесты, ни мимика – всё то, что присуще живому человеку. Зритель, не отдавая себе в этом отчёта, «понимает» и составляет мнение о герое именно благодаря таким дополнительным деталям. В этом плане Интернет ещё не даёт настолько полную картину.

Что ждёт современное ТВ? Во-первых, переход рекламы на специальные бизнес-каналы. Эту стадию уже миновало телевидение зарубежья, там на государственных каналах в час появляется 2-3 рекламных сообщения. Остальная реклама транслируется на целевых каналах. От этого, думаю, выигрывают все: рекламодатели не остаются без средств, цена рекламного сообщения не зависит от канала и времени показа, зрители не бегают с канала на канал во время рекламы. Наше ТВ маркетологи характеризуют как телевидение с плотным медиапотоком (60-70 рекламных сообщений в час, сведения за 2008 год).

Каково же будущее российского телевидения? Если не произойдёт уменьшения объёмов рекламы, если не будет качественных перемен, его перестанут смотреть. Если же мы последуем примеру зарубежных коллег, то произойдёт, скорее всего, разделение: часть каналов будет в руках любителей (и обоснуется в Интернет), остальные же будут выезжать на особых концепциях (как ТВ-3) и профессионализме. Да-да, не стоит считать зрителя необразованным, не способным отличать поделки ремесленников от истинного искусства. К тому же, журналисты с высшим образованием должны работать на высоком уровне. Я очень надеюсь, что наше телевидение вступит на этот путь. Любители будут зарабатывать на малобюджетных, интересных и креативных проектах. А широкоформатное ТВ надо уступить профессионалам, способным создавать качественные и «смотрибельные» продукты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Журналистика для начинающих. Как писать интервью. Подходы к интервью

News image

Практическое руководство для будущих журналистов о том, как проводить и писать интервью. Подходит для курса Основы творческой деятельности журналиста . Выдержки из ...

Роды, виды и жанры журналистики

News image

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления...

10 советов для журналиста

News image

Совет 1. Думай, как читатель. Представляй конкретного читателя. Когда ты пишешь статью или занимаешься вёрсткой, делай её для конкретного человека

Интервью от журналиста:

Александр Роднянский: Я вообще пришел на ТВ из кино по недоразумению

News image

Александр Ефимович Роднянский (в кругу друзей - Леша) пришел на СТС в 2002-м. Вскоре после этого стало вовсю колотить НТВ, Борис Йордан после Норд-Оста был ...

Читать...

Интервью с Игорем Сницаром, автором книги «Пиши и зарабатывай!», фрагм

News image

Автор: Макс Loskutoff. Уделяется внимание психологии будущего копирайтера, настрою на работу, и, конечно, презентации книги. Внимание! Представлен лишь ...

Читать...

Или ты - пиарщик, или ты - журналист

News image

С председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым беседует ведущий раздела `Профессия` Валерий Евсеев -Всеволод Леонидович, весной этого года ...

Читать...

Мухаммед Ассад

News image

Muhammed Assad Пакистан (Pakistan) Журналист, исламский писатель, дипломат, представитель Пакистана в ООН. Мухаммед Ассад ...

Парфёнов, Леонид Геннадьевич

News image

Леони д Генна дьевич Парфёнов (род. 26 января 1960, Череповец) — российский журналист, телеведущий, автор популярных телепроекто...

Питер Грегг Арнетт

News image

Peter Gregg Arnett ( 13.11.1934 года [Ривертон]) Новая Зеландия (New Zealand) Получил самую престижную журналистскую премию П...

Яков Семёнович Клейнерман

News image

Yakov Kleinerman ( 15.11.1929 года [Одесса]- 29.06

Георгий Георгиевич Бовт

News image

Georgiy Bovt ( 11.01.1960 года [Москва]) Россия (Russia) Известный российский журналист, политолог, сопредседатель партии Пр...

Хаим Волькович Бейдер

News image

Haim Beyder ( 20.04.1920 года [Купель, Хмельницкая область]- 07.12