Закон суров, но это закон |
Теория журналистики - Теория журналистики |
Но как быть тогда со свободой творчества, выражением индивидуальности? С новаторством, наконец? Законы жанра таковы, что оставляют творческой личности достаточно большой простор для самовыражения. Можно экспериментировать в области композиции, излагать собственным стилем, искать оригинальные формы подачи материала... и даже вообще в процессе писания не вспоминать о жанре. При условии, что, начиная с замысла, с задания и во время сбора материала, и при обдумывании собранных данных - интуитивно или сознательно - все основные законы жанра будут соблюдены. Теперь самое главное - понять, что же это за правила, обычаи, этикеты, которые нельзя нарушать. Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, а что - постоянно и нерушимо? Постоянной остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость порядка осмотра мира от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией. Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала. Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи. Для решения самых распространенных типовых задач выработаны общие способы. Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией. Четкое следование методу определяет внутреннюю форму произведения. Предмет, функция, метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр. При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая устойчивая форма , в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль. И складывается эта форма как бы сама собой, пишется легко, на одном дыхании - как будто готовое произведение возникло в голове сразу целиком и обрело черты вполне определенного жанра. Это каждый раз кажется чудом, переживается как неожиданная удача, а на самом деле подготавливается соблюдением определенных условий. Закон срабатывает с обыкновенной точностью, и все. Каждая из трех основных опор жанра заслуживает отдельного и более внимательного рассмотрения. Есть и другие устойчивые параметры жанра, например, масштаб, в котором рассматривается действительность, или отдельные черты стиля... Но о них - позже, когда дело дойдет до характеристики конкретных жанров.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Три источника и три составные части новостиГазета «Нью-Йорк Таймс» провозглашает в своем редакционном девизе, что она «печатает все новости, пригодные для публикации». |
Написание статей для журнала или как измерить информативностьНаписание статей для журнала или газет, у которых еще меньше срок актуальности информации, является необходимой потребностью не только для издательства, но и для автора... |
6 главных вопросов журналистикиВопросы, на которые мы обязаны отвечать в каждой статье: |
Интервью от журналиста:
Всеволод Богданов: Истинная журналистика остро нуждается в поддержкеВ феврале наступившего года состоится 17-й бал российской прессы. Читать... |
Константин Эрнст, генеральный директор `Первого канала`: `Пусть говоряМасштабы нынешней битвы между каналами можно оценить хотя бы по такому косвенному признаку, как эксклюзивное интервью Константина Эрнста ИР. Читать... |
Нателла Болтянская: Свобода слова в 90-еВы слушаете Эхо Москвы. Евгений Ясин, Нателла Болтянская у микрофона. Читать... |