image1 image2 image3 image1

: Главная Секреты дела Печатные СМИ в Европе



Печатные СМИ в Европе
Теория журналистики - Секреты дела

печатные сми в европе

Сегодня в нашем журнале мы поговорим о европейской прессе. Наш лондонский корреспондент расскажет о самом популярном печатном издании Великобритании, бульварной газете “Сан”. Кроме того, Вы узнаете, как называется самый популярный журнал в Польше. Но начнем мы сегодня с небольшого европейского государства Люксембурга...

Трудно себе представить, что такое возможно в самом сердце Европейского союза, гордящегося своей приверженностью принципам свободной рыночной экономики. И, тем не менее, факт остается фактом: печатные средства массовой информации в Люксембурге субсидируются государством. Без этой поддержки многие из них не продержались бы на плаву и нескольких месяцев. А так, люксембургские газеты и журналы могут себе позволить из спокойной гавани наблюдать за тем, как за рубежом борются с конкуренцией и экономическими неурядицами даже такие крупные и именитые издания, как, например, “Франкфуртер альгемайне”, “Франкфуртер рундшау” или “Зюддойче цайтунг”. Рассказывает Дарья Брянцева.

Аско Шредер – один из 12 журналистов редакции “Летцебургер журналь”, небольшой люксембургской газеты, ежедневный тираж которой достигает 13 тысяч экземпляров. В отличие от коллег, скажем, в соседней Германии, редактор экономического отдела не боится, что его ставку могут в один прекрасный день сократить.

“Ах, у нас всегда есть, о чем писать. Кроме того, в Люксембурге возможность выжить есть даже у маленьких газет”.

Такая возможность существует благодаря прямым и непрямым субсидиям со стороны государства.

Когда листаешь “Летцебургер журналь”, насчитывающий 24 полосы, то бросается в глаза, что как минимум пять полос в каждом номере заняты объявлениями. В большинстве своем это официальные объявления сельских коммун, городских муниципалитетов и министерств. Эти объявления можно найти не только в “Летцебургер журналь”, но и в любой другой газете небольшого европейского государства. Такая практика, давно уже превратившаяся в Люксембурге в традицию, помогает печатным средствам информации удерживаться на плаву. Ведь за внимание примерно трехсот тысяч потенциальных читателей борются шесть ежедневных и пять еженедельных газет. Такое разнообразие печатного рынка власти Люксембурга сознательно поддерживают не только на словах, но и на деле. Рассказывает правительственный чиновник, занимающийся проблемами средств массовой информации, Пер Гёренс:

“У нас, конечно же, существует интерес к информации на национальном уровне, который один единственный печатный орган полностью удовлетворить не сможет. Естественно, в экономическом отношении не просто обеспечить разнообразие рынка средств массовой информации при незначительной численности населения, ведь большинство газет у нас в одиночку просто не смогли бы выжить”.

Размещение в газетах разнообразных официальных объявлений и распоряжений и дотированные тарифы на распространение печатных изданий по почте – это только один вид помощи, оказываемой государством газетам Люксембурга. Кроме того, с 1976 года редакции газет получают из госказны прямую финансовую поддержку. Те из них, кто много пишет о Люксембурге и его жителях, кто проводит обширную редакционную работу, могут рассчитывать на особенно щедрые субсидии. Ведь сумма в 4,3 миллиона евро распределяется между газетами главным образом в зависимости от числа редакционных полос. Чем толще газета, чем больше страниц подготовлены ее корреспондентами и редакторами, тем больше она получает денег. Это, однако, не означает, что правительство вмешивается в работу газетных редакций, говорит Пер Гёренс:

“Правительство не предпринимает никаких попыток поставить финансовую помощь в зависимость от содержания газет”.

Да, в этом и нет никакой необходимости, поясняет Ро Брёмен, который работает журналистом уже 30 лет и сейчас возглавляет редакцию партийного органа Либеральной партии, газеты “Журналь”:

“Все газеты представляют определенные мнения, то есть все они в какой-либо форме зависят от политических партий или профсоюзов или от тех и других вместе. Это означает, что журналисты сами знают, что и как им писать”.

Руководитель либеральной газеты забыл упомянуть в своем перечислении католического епископа Люксембурга. Римско-католическая церковь является единоличным владельцем влиятельной издательской группы “Сент-Поль”. Флагманом этой группы является “Люксембургер ворт” - крупнейшая газета Люксембурга, тираж которой насчитывает 86 тысяч экземпляров. Эта газета без сомнения выражает интересы правящей в стране социально-либеральной коалиции. Она на 78 процентов финансируется за счет доходов от публикации рекламных объявлений и потому почувствовала на себе экономический спад, переживаемый сейчас Европой. Давно прошли времена, когда воскресное издание газеты было просто не в состоянии поместить все рекламные объявления, поступавшие в редакцию, говорит Пол Циммер, генеральный директор группы “Сент-Поль”.

“Газеты, которые зависят от рынка рекламы, естественно, вынуждены мириться с сокращением получаемой прибыли. Особенно резко, более чем на 50 процентов, уменьшилось число объявлений о приеме на работу”.

Для того чтобы компенсировать потери, которые, например, в 2001 году составили 3,5 миллиона евро, руководству газеты пришлось экономить буквально на всем, но только не на числе занятых в редакции сотрудников. Напротив, штатное расписание даже увеличилось, потому что издательство начало выпускать франкоязычный вариант газеты “Люксембургер ворт”. Такое решение даже в период экономической неуверенности, оказалось правильным, говорит Пол Циммер. Прежде всего, потому, что в населении Люксембурга в последние годы заметно увеличилась доля франкоговорящих иммигрантов, которые не знают немецкого языка и его люксембургского диалекта.

В Польше после отказа от социализма и начала рыночных реформ, напротив, система финансируемой государством прессы рухнула. Многие одноликие не только по внешнему оформлению, но и содержанию издания исчезли, а на их месте появились новые газеты и журналы, которые сформировали пестрый и разнообразный рынок печатной продукции. Лидером на этом рынке сейчас является польское издание известного журнала “Ньюсуик”. Американский оригинал этого еженедельника поляки научились ценить еще во времена социализма как источник объективной и правдивой информации. Но если в те времена “Ньюсуик” можно было найти только в читальных залах некоторых библиотек, то сегодня его независимый польский вариант, издающийся немецким медиа-концерном “Аксель Шпрингер-ферлаг”, можно купить в любом газетном киоске или выписать на дом. Об основателе этого журнала - в материале Дитриха Мёллера:

Томаш Вроблевски – это мужчина высоченного рост с крепким, как у борца, рукопожатием. У него очень светлые волосы, которые в сочетании с белоснежной рубашкой делают его внешность несколько блеклой. Чего никак не скажешь о нем, как о личности. Напротив, он излучает уверенность и энергичность. Эти качества заложены в него природой, хотя многому его научила и жизнь. Биографию Томаша Вроблевски можно назвать типичной для поляка, которому довелось жить в 80-е и 90-е годы прошлого века. И свою историю он начинает так:

“Тогда в Польше действовало военное право, я был членом забастовочного комитета Варшавского университета. Мы работали в условиях подполья и издавали газету, которую назвали “Давление”. Многих из нас арестовали, в том числе и меня. Меня поставили перед выбором: шесть лет тюрьмы или высылка в Америку. Я позвонил в посольство США, где мне в течение суток выдали визу. И так я оказался в эмиграции, в штате Техас. Сначала я работал на нефтепромыслах, потом переехал в Вашингтон и познакомился там с коллегами с радиостанции “Свободная Европа”, с которыми я потом вместе работал до 1989 года. После политического поворота на родине я стал корреспондентом нескольких польских газет. Опираясь на накопленный таким образом опыт, я разработал проект в рамках которого, попытался найти ответ на вопрос, как мог бы выглядеть журнал класса “Ньюсуик”, издаваемый специально для Польши? Потом я занялся в Варшаве поиском издателя для осуществления этого проекта. Первый, с кем я заговорил о нем, был представитель Издательства “Аксель Шпрингер-ферлаг”, господин Потански. Через 15 минут беседы он принял мою идею. Затем последовали длительные юридические переговоры о правах на название журнала и так далее”.

А теперь мы проходим по коридорам ставшего реальностью проекта пана Вроблевски, то есть по редакции журнала “Ньюсуик Польска”, который с тиражом в 260 тысяч экземпляров является сегодня крупнейшим журналом Польши. Лицензионный договор с американским изданием “Ньюсуик” разрешает полякам пользоваться его названием, внешним оформлением и журналистскими материалами. В остальном примерно 70 редакторов польского издания работают совершенно независимо от американцев и сами определяют содержание журнала.

Читатели “Ньюсуик-Польска” – это в основном люди в возрасте от 19 до 30 лет, которых отличает высокая мобильность и стремление добиться чего-нибудь в жизни, сделать карьеру. С момента своего основания в 1994 коллектив редакции придерживается раз и навсегда избранной информационной политики, которую Вроблевски описывает так:

“Мы были первыми, кто описывал политику снизу. Писали о том, к чему она приводит. Мы не хотим издавать элитарный журнал. Поэтому мы демонстративно показываем, что мы никак не связаны с правительственными элитами”.

И точно также демонстративно редакция “Ньюсуик-Польска” остается на дистанции от варшавского представительства “Аксель Шпрингер-ферлаг”. Хотя их офисы и находятся в одном гигантском деловом комплексе на окраине города, в котором разместились служебные бюро многих иностранных и местных фирм. Ешлав Потански, глава представительства немецкого издательства по своей комплекции почти не уступает главному редактору “Ньюсуик-Польска”. О деятельности “Аксель Шпрингер-ферлаг” в Польше он рассказывает:

“Представительство издательства в Варшаве открылось в мае 1994 года. Наш первый журнал “Пани дому” по своей концепции повторял немецкий женский журнал “Бильд дер Фрау”. Вторым изданием стал журнал “Ауто-свят” /“Мир автомобиля”/. Затем мы шаг за шагом выпускали на рынок все новые и новые издания. Сегодня их насчитывается 16, а вместе с различными специальными приложениями – более тридцати”.

Это, однако, не означает, что немецкое издательство главенствует на польском рынке средств массовой информации. Помимо “Аксель Шпрингер-ферлаг”, здесь за внимание польского читателя спорят еще несколько немецких, а также норвежское и шведское издательства.

Ну, а какая самая популярная газета, скажем, в Великобритании? Если судить по тиражу - 4 миллиона экземпляров в день, то это бульварная газета “The Sun” (“солнце”): ее тираж в 10 раз больше, скажем, солидной лондонской “Таймс”. С подробностями - Джерри Миллер:

Когда в мае этого года британский премьер Тони Блэр заявил, что намерен когда-нибудь в будущем, несмотря на сопротивление общественности, ввести в Великобритании евро, “Сан” на первой полосе опубликовала портреты королевы Елизаветы I, чей фаворит Френсис Дрейк пустил ко дну Непобедимую испанскую армаду, адмирала Нельсона, одержавшего победу над Наполеоном в Трафальгарской битве, Уинстона Черчилля, лидера британского народа в период Второй мировой войны и самого Блэра. Против портрета Елизаветы I значилось – год 1588 “Мы побили испанцев”. Против Нельсона – год 1805 “Мы побили французов”. Против Черчилля – год 1945 “Мы побили немцев”. Против Блэра – год 2003 “Блэр сдает Великобританию Европе”. Все это может служить хорошей иллюстрацией редакционного стиля газеты “Сан” - броского, вульгарного, ура-патриотического, рассчитанного на современного британского люмпен-пролетария.

Да, и начинала “Сан” в 1911-ом году как пролетарская листовка под названием “Дейли Херальд”, орган британского профсоюзного движения. С 1933-его газета стала выходить ежедневно, с 1964 – сменила название на сегодняшнее, в 1969-ом владельцем “Сан” стал Руперт Мердок, газетный магнат австралийского происхождения, он же – владелец газет “Таймс” и “Санди Таймс”. В 1976 году “Сан” обошла по тиражу главного конкурента “Дейли Миррор”, стала самой популярной британской ежедневной газетой и сохраняет этот титул вот уже 25 лет.

Надо сказать, что в Великобритании все газеты делятся на две четкие категории – “qualities” - качественные издания, такие как “Таймс”, “Гардиан” и “Дейли Телеграф”, и “tabloids” - популярные издания, как “Дейли Миррор”, “Дейли Мейл” или “Сан”. Тиражи качественных изданий в среднем в десять раз ниже популярных. Но имеет ли значение тираж, если вас интересует серьезный политический комментарий, коих в газете “Сан” не найдешь?

Другой любопытный момент: в Великобритании воскресные газеты – это отдельные издания, имеющие собственные редакции. Так “Санди Таймс” - это не воскресный выпуск “Таймс”, а его воскресный партнер. Воскресный партнер газеты “Сан” - это “Ньюс оф зэ Уорлд”, толстая газета, имеющая столь же скандальную репутацию, как и ее старшая сестра. Выходит “Сан” и в режиме on-line, причем случается, что электронный выпуск более оперативен, чем бумажный. Так, сообщение о том, что Мадонна беременна в 2000-ом году сначала появилось в интернетовской версии газеты и лишь на следующий день – в печатной.

Журналисты “Сан”, как и других популярных изданий, делают упор на сенсацию, идет ли речь о международных новостях, британских или светских. “Сан” гордиться, к примеру, что была первой газетой, оповестившей британцев о помолвке в 1981-ом году принца Чарльза и принцессы Дианы или в 1996-году о решении королевы платить подоходный налог. Другая из причин огромной популярности “Сан” - это так называемая “Третья страница” - каждый день публикуемые на целую полосу фотографии почти полностью обнаженных красоток. Первая подобная “Третья страница” увидела свет 17 ноября 1970-ого года. Любопытно, что институт “Третьей страницы” под крышей “Сан” прекрасно уживается и с очень популярным вкаладышем-приложением “Женщина” и тем удивительным фактом, что с этого года главный редактор газеты – представительница слабого пола – моложавая рыжеволосая Ребека Уэйд.

И еще один удивительный факт. От газеты, подобной “Сан”, казалось бы, следует ожидать резко выраженной правой политической ориентации. Но, не тут-то было. Газета постоянно подчеркивает, что она не в союзе ни с одной из политических партий. Во времена Тэтчер, газета поддерживала Тэтчер, на выборах 1992-ого года выступала за победившего на них Джона Мейджора, в 1997 году за день до выборов вышла под заголовком “Сан поддерживает Блэра!”, а накануне последних выборов в июне 2001-ого года - с заголовком “Мы поддерживаем Блэра во второй раз!” Не вызывает сомнений лишь одно: позиция могущественной “Сан” перед всеобщими выборами во многом определяет их исход.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Ракурс

News image

Репортер всегда должен найти угол, под которым он хочет подать материал. Один и тот же вопрос может освещаться с разных точек. Поэтому так важен ракурс подачи. Скаже...

Жанры новостей

News image

В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жан...

Что такое новость?

News image

Честно говоря, ответить на этот вопрос с абсолютной точностью практически невозможно. Я проработал журналистом более 40 лет, но так и не нашел ответа, наверное, потому,...

Интервью от журналиста:

Увидел свет новый анонс журнала о медиабизнесе Новости СМИ

News image

Интервью с лауреатом премии медиа-менеджер России - 2008 Андрей Батурин, вице-президент, статс-секретарь компании Росгосстрах : МЫ живем в год пиара! А...

Читать...

Чадаев А. Иллюзии русского интернета: интернет-СМИ

News image

В рамках подготовки к российско-германскому саммиту (к коему Г.О.Павловский даже попытался задним числом добавить новый раунд жертвенных танцев вокруг НТВ) на...

Читать...

Владимир Познер:`Журналисты должны информировать, а не агитировать`

News image

Ведущий политической телепрограммы номер один Времена , президент Российской академии телевидения Владимир Познер считает одной из важнейших проблем России в...

Читать...

Сергей Михайлович Майоров

News image

Sergey Maiorov ( ...

Кристиан Аманпур

News image

Christiane Amanpour Великобритания (United Kingdom) Кристиан Аманпур – журналистка, которая достигла небывалых успехов в комп...

Познер: Говорить правду на телевидении трудно, но можно

News image

Говорить правду на телевидении трудно, но можно. Об этом заявил известный российский журналист Владимир Познер в интервью грузин...

Йосеф Бергер-Барзилай /Ицхак Желазник/

News image

Yosef Berger-Barzilay ( 21.03.1904 года [Краков][Иерусалим]) Израиль (Israel) Когда его срочно доставили в Москву, поместили ...

Юрий Владимирович Азарёнок

News image

Yury Azarenok Беларусь (Belarus) Известный белорусский журналист, режиссёр и общественный деятель. Юрий Владимирович Азарё...

Бернар-Анри Леви

News image

Bernard-Anri Levi ( ...