image1 image2 image3 image1

: Главная Секреты дела Типологическая характеристика современного радиовещания. Елена Раскатова


Типологическая характеристика современного радиовещания. Елена Раскатова
Теория журналистики - Секреты дела

типологическая характеристика современного радиовещания. елена раскатова

Елена Раскатова, старший преподаватель кафедры литературы и журналистики ТГУ.

г. Тольятти

Типологическая характеристика современного радиовещания

Типологические признаки периодических изданий рассматривались в теории журналистики рядом исследователей многие годы. Однако по отношению к радиовещанию четко выраженной позиции по этому вопросу до сих пор не высказано. Деление на виды радиовещания обычно производилось по одному или нескольким признакам, чаще всего по формату вещания. Например, попытку классифицировать радиостанции мы находим в работе В. Сухаревой. За основу она берет четыре признака: аудитория, программная политика, принцип формирования сетки вещательного дня и манера ведения эфира. В учебном пособии Система средств массовой информации под редакцией Я.Н. Засурского также содержится попытка классифицировать современное российское радиовещание. Предлагается следующая схема деления радиостанций.

По типам собственности:

- государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции;

- радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

- коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа-холдинги;

- радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

По охвату аудитории:

- общенациональные и центральные;

- региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

- локальные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам:

- радиостанции универсального, или общего, характера;

- информационные радиостанции;

- музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату.

Возможно, наконец, деление по рейтингу радиостанции, который отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей.

Однако совершенно очевидно, что признаков, разделяющих радиостанции на виды и типы, гораздо больше, и только в совокупности и взаимосвязи их рассмотрения возможно точное описание типа радиостанции.

Типологический анализ предполагает определение типологических признаков, присущих данному типу СМИ. Принимая деление типологических признаков на типоформирующие, вторичные и формальные, предложенное А.И. Акоповым для периодических изданий, попробуем перенести эти понятия на радиовещание.

На наш взгляд,типоформирующими признаками для него будут следующие.

1.Владелец радиостанции, то есть, тот, кто финансирует вещание и получает разного рода прибыль. Согласно этому признаку можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные, частные радиостанции.

2.Цель вещания - главная идея, объединившая творческий коллектив и владельца радиостанции. Например, целью частной радиостанции, как правило, является получение финансовой прибыли от продажи рекламного времени, а целью муниципальной радиостанции - оперативное информирование горожан о работе городских структур и событиях внутригородского уровня.

3. Аудитория. Имеется в виду ориентация на интересы той или иной категории населения.

Определяется по месту жительства, возрасту, социальному положению, уровню образования, профессии и т. д. Разумеется, каждая радиостанция стремится охватить как можно больше аудитории, но радио для всех не бывает. Аудиторию той или иной радиостанции условно можно разделить на: а) целевую - ту, на которую непосредственно обращено вещание целиком или конкретная программа; б) потенциальную, включающую тех, кто может быть слушателем этой радиостанции при определенных обстоятельствах; в) заинтересованную, объединяющую тех, кто финансирует деятельность радиостанции и принимает участие в ее работе; и - г) случайную, в составе которой те, кто случайно включил передачу радиостанции и остался на этой частоте.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью осуществляет вещание. Все эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают тип радиостанции.

Следующая группа признаков - вторичные (зависимые) дает характеристику данного типа радиостанции. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом обеспечивает успех радиостанции. В эту группу признаков мы относим следующие:

1. Формат вещания. В это понятие входят: правильно выстроенная структура программирования вещания, точно подобранная музыкальная стратегия и манера ведения передач, наличие соответствующих этических и эстетических норм работы творческого коллектива.

2.Диапазон вещания. Правильно выбранный диапазон обеспечивает доступность радиостанции тому слушателю, на которого она ориентирована. В последние годы происходит увеличение числа радиостанций, вещающих в FM-диапазоне.

3.Состав творческого коллектива. В зависимости от поставленных целей он формируется из профессиональных радиожурналистов, специализирующихся в определенной области, людей, обладающих хорошо поставленной подвижной речью. Естественно, что радиостанция, имеющая большой спектр информационных передач, не обойдется без работников, имеющих журналистское образование. А радиостанция, дающая в эфир аналитику, без специалистов в конкретной анализируемой области. Музыкальные эфиры могут с успехом вести люди, обладающие только хорошими актерскими способностями.

4. Жанровая политика. Использование тех или иных жанров должно быть обоснованным. Неверно стремиться охватить все существующие жанры вещания, так как некоторые из них обладают специфическими особенностями и могут оттолкнуть целевого слушателя. Еще важней выстроить соотношение жанров в вещательной сетке. Перенасыщение ее одним жанром ведет к монотонности и однообразию вещания.

5.Звуковое оформление вещания. Исходя из того, что радио - это звучащее СМИ, необходимо особое внимание уделить звуковому оформлению вещания. Какое оно: сухое и строгое, расслабляющее и спокойное или полнозвучное, яркое, динамичное. Какая музыка используется для заставок: популярная или авторская, написанная специально для этой радиостанции. Звуковое оформление может быть выполнено в одном стиле или для каждой передачи отдельно.

Третья группа признаков - формальные, характеризующие тип вещания с помощью измеряемых параметров. К этой группе признаков следует отнести два признака, которые действительно могут быть измерены:

1. Объем вещания. Определяется по количеству часов вещания в том или ином промежутке времени (от круглосуточного до нескольких часов в неделю), а также возрастом радиостанции, то есть сроком выхода в эфир.

2. Территория вещания. Можно реально измерить территорию в квадратных километрах, но проще обратиться к издавна принятым определениям: городское, всероссийское, всемирное и т. п.

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современном радиовещании, при создании классификации наиболее верно определить тип каждой конкретной радиостанции или группы радиостанций, а также выстроить конкретную модель радиостанции того или иного типа.

Ольга Старова. Средства массовой информации как источник агрессии

Купить рекламу

«Всякое телевидение — образо-вательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит».

Н. Дгкоисон,председатель Федеральной комиссия США по коммуникациям, 1978

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Телевидение новостей

News image

Считается, что главные функции телевидения (как и масс-медиа в целом) – информировать, развлекать, просвещать.

Настоящие маркетинговые тексты и статьи

News image

На первом рубеже маркетинговых коммуникаций любой кампании по праву мгновенного восприятия находятся визуальные элементы дизайна.

Несколько слов о фельетоне

News image

Название этого жанра происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок».

Интервью от журналиста:

ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: ЖУРНАЛИСТЫ СЛИШКОМ ПОЛИТИЗИРОВАНЫ

News image

Главный телеакадемик считает, что СМИ сейчас должны быть более ответственными

Читать...

Константин Эрнст: номер один на российском телевидении

News image

В Нью-Йорке, где проходила презентация новых каналов, с Константином Эрнстом встретился Олег Сулькин.

Читать...

Константин Эрнст, Александр Роднянский, Александр Пономарев, Роман Пет

News image

Ведущие :     Елена Афанасьева Гости :     Константин Эрнст, Александр Роднянский, Александр Пономарев, Роман Петренко

Читать...

Борис Юльевич Кагарлицкий

News image

Boris Kagarlitskiy ( 28.08.1958 года ) Россия (Russia)

Корш, Валентин Федорович

News image

Корш, Валентин Федорович - талантливый журналист и историк литературы.

Клас Понтус Арнольдсон

News image

Claus Pontus Arnoldson ( 27.10.1844 года [Гетеборг]- 20.02

Хорейс Грили

News image

Horace Greeley (1811[Амхерст, Нью-Гемпшир]) США (Usa)

Игорь Борисович Масленников

News image

Igor Maslennikov ( 10.01.1940 года [Москва]) Россия (Russia)

Илья Анатольевич Зимин

News image

Ilya Zimin ( 01.05.1972 года [Комсомольск-на-Амуре]- 26.02