image1 image2 image3 image1

: Главная Секреты дела РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР, МОДЕРАТОР: ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ


РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР, МОДЕРАТОР: ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ
Теория журналистики - Секреты дела

редактор, корректор, модератор: друзья или враги

Давно была мысль обсудить эту тему. Если все за можно будет продолжить

ЗА МАНЮ ОТВЕТИШЬ!

-- Ну, наконец-то я тебя нашла, ты материал уже отдал на публикацию?! -- главред была явно чем-то обеспокоена.

-- Нет еще, жду, что ты скажешь...

-- Тогда смотри сюда. Так (ударение на слове так ) писать нельзя!..

Минут двадцать назад я отдал ей свою пробу пера в расчете на то, что если ее вдруг захотят опубликовать в этом издательстве, то и гонорар, и престиж автора (то есть меня) возрастут как минимум вдвое. Забегая вперед, скажу, что из-за этого своего ляпа я на некоторый срок задержал и то и другое, но речь не о том.

-- Что это за Маня???

-- Да ты же... -- договорить не получилось.

-- Я знаю, кто такая (редактор назвала имя и фамилию известного журналиста и по совместительству депутата ЗС). Меня интересует, почему Маня ?!

Дело в том, что на заре своей журналисткой карьеры (так, впрочем, делают многие начинающие) я перебивался тем, что писал интервью. Темы, понятно, старался выбирать поострее. В тот раз моим интервьюируемым был доктор наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, и просто однокашник, который знал нынешнего депутата чуть ли не с пеленок. Вот я и сократил себе работу по объяснению всех этих нюансов, написав простенько и со вкусом, точнее, процитировав: Вот Маня (фамилия журналиста-депутата) иногда отличные материалы пишет, а иногда такая порнография...

Редактор тогда объяснила мне, сосунку, на пальцах, что если депутат решит подать на редакцию в суд, то крайним окажется не редакция, нет, а журналист, написавший материал. Потому что (бывали такие прецеденты) друг, товарищ и брат-профессор, как только дело дойдет до суда, открестится от всего. И плевать, что есть диктофонная запись -- это было сказано не для печати. И главный редактор, который с большим удовольствием напечатает интервью именно в таком виде, тоже открестится: скажет, что думал, будто материал завизирован.

Между прочим, исправленное(!) интервью вышло тогда под заголовком Порнография -- самолечение противопоказано и с соответствующими иллюстрациями. Только вместо мани, в нем было: «Некоторые журналисты…»

*****

КОРРЕКТОР

Корректор Ольга поначалу к компьютерам и не подходила -- правила себе потихоньку в уголке распечатанные полосы и никого, кроме разве что верстальщиков, не задевала. На периодически поступающие предложения верстальщиков править прямо в цифре -- этим-то куда как удобнее -- отвечала категорическим отказом. Такая идиллия продолжалась до тех пор, пока ее дочь не выскочила замуж за иностранца-буржуя и не укатила в Юсу. Маме-Оле тут же понадобилась электронная почта, как самый дешевый способ общения, а поскольку общаться с Вашингтоном по редакционной выделенке быстрее да и дешевле чем дома, а с рабочего места вообще без проблем, то понадобился и компьютер. Барьер непонимания рухнул. Ольга получила прямой доступ к цифре, а если быть точным, к живому (и такому ранимому) тексту. Потому что править на компьютере -- это тебе не на бумаге давать указания верстальщику: тот сразу пойдет и спросит у кого надо, почему и как.

РЕДАКТОР-КОРРЕКТОР

Оля еще выключала компьютер при помощи кнопки Power на системнике, когда редактору срочно понадобилось куда-то отлучиться эдак номера на три. Замену приглашать не стали -- сами, мол, справимся, зачем в редакции чужой -- так что Ольга оказалась считай, что последней инстанцией перед Богом, точнее, перед выходом издания в печать. И тут началось. Поскольку единственным ориентиром в издательском деле для так высоко взлетевшего корректора, было количество печатных знаков на полосе и собственное разумение, именно с этими знаниями она и приступила к литературному редактированию . Статьи виртуозно сокращались с восьми тысяч печатных знаков до стандартных четырех. Материалы, поскольку журналисты тоже не дураки, моментально стали короче и, поскольку количество новостных тем ограничено, свободное место на полосах начало увеличиваться: пришлось все чаще заглядывать в редакционный портфель. И как-то раз, когда в одном из номеров оставалось место, Ольга, вместо того, чтобы попросить кого-нибудь по-быстрому настрочить материал, или подыскать картинку, решила обойтись без посторонней помощи. А поскольку, как и любой корректор, письменной речью владела виртуозно, Оля быстренько растянула на тысячу знаков анекдот из собственной жизни и запустила в печать. Дальше -- больше: войдя во вкус Оля всерьез занялась литературным редактированием.

Редактировала она, понятно, строго по своему разумению. Корреспонденты, стоя в курилке, все чаще стали выражать свое недовольство, но молчали -- кому охота переться в редакцию в ночь перед сдачей номера в печать. Дошло до того, что Оля, сокращая материал, убрала кусок эксклюзивного интервью, посчитав его несущественным. Корреспондент-внештатник в результате испортил отношения со звездой , более того, пострадала его репутация в вышеозначенном кругу, и он пожаловался директору. Закончилось все тем, что директор приказом запретил Ольге близко подходить к компьютеру, а любому, кто сие допустит, пригрозил смертной карой: оставить редакцию без корректора он себе позволить не мог.

ДЛЯ СПРАВКИ

Корректор -- нем. korrektor, фр. correcteur от лат. corrеctor исправитель -- работник издательства, редакции или типографии, читающий и исправляющий корректуру.

Корректура -- нем. korrektur от лат. corrrеctio исправление -- исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также сам такой оттиск.

Корректировать -- исправлять в корректуре встречающиеся в ней ошибки.

Так или иначе, речь идет об оттиске, то есть, корректор по определению работает не с набором, не с текстом вообще, а с напечатанным текстом. Но и здесь развитие цифровых технологий стерло грань между мирами, в данном случае профессиональными. В большинстве редакций корректоров допустили к живому тексту, соответственно их возможности расширились. Впрочем, пока корректор сидел себе смирно, правил буквы и слова, все было тихо.

ИДЕАЛЬНЫЙ КОРРЕКТОР

Оставим в покое ушедшее время, когда работа над макетом плавно переходила в работу над набором, затем над корректурой и т. д. По крайней мере это подразумевалось. По сути, правка текста начиналась уже с авторского листа. Корректор старой школы, привык к тому, что редактор по определению лучше знает язык. В задачу корректоров входило довести текст до ума перед набором, а потом еще раз после него. И корректору, собственно не было дела до литературных вывертов. Ему, по сути, доставались крохи ошибок с редакторского стола. По идее, каждая запятая, каждый непривычный оборот, каждый незнакомый термин согласовывались с редакторами, которых тоже было достаточно много и разных.

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Корректорская правка — это завершающий этап подготовки текста к публикации. Все изменения уже внесены, в материале расставлены акценты и четко выражена главная мысль. Это почти готовый информационно-рекламный продукт.

Почти. Потому что можно пропустить запятую, пробел между инициалами, можно ошибиться в склонении имени собственного. Благодаря же работе корректора этого (а может быть и незапланированных расходов на повторную печать тиража) удается избежать.

Обычно корректоры и литературные редакторы работают только с готовыми текстами, на основе информации, содержащейся в исходном материале, считается, что они не проводят сбор дополнительной информации. Хотя...

И вот корректор видит фразу казнить нельзя помиловать без единой запятой. Как он поступает? Вариантов несколько: прочитать-таки текст, -- который корректор, по сути, никогда не читает, то есть не вдумывается в его содержание -- и выяснить: а что же собственно автор хотел этим сказать? А потом, по собственному разумению, расставить (или не ставить вообще) знаки препинания. Это если все ясно, а если нет? Идет к вышестоящему редактору.

Литературное редактирование необходимо именно в тех случаях, когда текст непонятен другим. Исправляются речевые ошибки, предложения перестраиваются так, чтобы они были ясны и правильны -- текст избавляется от двусмысленности и неуместных слов.

Литературное редактирование -- это такое прочтение текста, которое может потребовать не только исправления отдельных ошибок, но переделки отдельных фрагментов текста, перестройки предложений, удаления излишних повторов, ликвидации двусмысленности и т. п., с тем чтобы форма текста наилучшим образом соответствовала его содержанию.

ЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ КОРРЕКТОР

Переписывать текст в другом новом стиле, как бы не хотелось сделать его доступным для более широкой аудитории -- это работа литературного редактора, и то на заказ .

Корректирование -- это исправление опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок, погрешностей (авторского!) стиля, а также недочетов, связанных с техническим оформлением текста (добавление абзаца, например). Корректирование включает в себя собственно корректирование и вычитку -- завершающее прочтение и проверку уже выправленного текста свежим глазом.

Цель корректирования -- сделать текст грамматически, стилистически и технически правильным; придать однотипным и повторяющимся элементам единообразную форму; проверить правильность разных нумерационных рядов (таблиц, иллюстраций, примечаний, страниц и т. д.); сверить, совпадают ли заголовки внутри текста и в оглавлении, поясняемые слова в тексте и в примечаниях, отметить все оставшиеся по недосмотру автора и редактора смысловые, фактические, логические, стилистические и иные недочеты.

Литературное редактирование предполагает исправление стилистических недочетов. Под стилистическими ошибками понимаются разного рода погрешности, связанные с нарушением стиля и вообще литературной нормы, в том числе неправильный выбор формы слова, выбор неуместного, не соответствующего общему стилю текста стилистического варианта и т. п.

НЕПОНЯТКИ

Но и здесь могут возникнуть непонятки , например:

Мы готовы выполнить ваш заказ в течении (правильно -- в течение, т. к. это предлог) двух часов. -- В течение (правильно -- в течении, т. к. это существительное с предлогом) болезни обнаружились неожиданные перемены. Но -- времена меняются -- слова со временем теряют изначально вложенный в них смысл, приобретают новый, и вот автор уже имеет полное право своим в течение подчеркнуть отношение к болезни не как к процессу, а как ко временному интервалу. Что делать корректору?

Не смотря (правильно — несмотря на…, т. к. это сложный предлог) на возможные трудности, товар будет доставлен вовремя. А если автор решил подчеркнуть предметность возможных трудностей , так сказать, визуализировать их?

Тем не менее, есть вещи, которые не меняются. Жареный карась и тот же карась, жаренный по-домашнему -- это, как ни крути, разные вещи. Выводы, что обоснованы (это краткое причастие, выводы обосновали) самой логикой исследования -- это не те выводы, что произвольны и необоснованны (это прилагательное, требования неубедительны). И т. д. и т. п..

Возможно, все вышесказанное и не обычно (правильно — необычно, т. к. вроде бы нет оснований для раздельного написания), но вполне выполнимо, потому что (автор так пожелал!) нужно подчеркнуть, что все вышесказанное не совсем обычно. И, наконец, о прямой речи. То, что недопустимо для официального документа: У нас подписаны договора (правильно -- договоры) со многими зарубежными компаниями. Мы готовы быстро оформить счет-фактуры (правильно -- счета-фактуры). Согласно закона (правильно -- закону) города Москвы, -- может напрочь убить индивидуальность героя интервью. Это постоянный предмет спора начинающих и не битых жизнью журналистов с редакторами. Зато сегодня растет и крепнет другое направление в журналистике: взятую (отнюдь не вырванную, а то засудят) из контекста речи какого-нибудь политика фразу, развозят (мусоля) на все три--четыре тысячи знаков газетной статьи. И никакой корректор здесь поделать ничего не может.

P.S.

Официально одна стандартная печатная страница содержит 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания. Проверка именно этого количество знаков принимается за единицу для оплаты труда корректора.

*****

МОДЕРАТОР

Модератор -- от лат. moderаtor удерживающий в повиновении -- приспособление для приглушения звука в роялях и пианино в виде деревянной планки с наклеенным войлоком и рычагом управления.

Есть еще наречие модерато -- ит. moderato -- о музыкальном темпе: умеренно (средне между андантино и аллегретто).

Сетевой модератор -- англ. moderator -- это арбитр, посредник, экзаменатор, а еще -- председатель, производное от moderate -- умеренный, средний и т. п.

Свою функцию каждый модератор понимает по-своему. А точнее -- цель определяет действия, -- в зависимости от задач Проекта. В этом смысле каждый, от учредителя-владельца до корректора в какой-то мере модератор. И его действия предопределены, в первую очередь, Правилами проекта , свого рода Уставом для всех участников.

Проект Journalist PRO с одной стороны предполагает написание статей на любые темы, которые по обыкновению представлены в газетах, журналах или сайтах публицистического характера, а так же критику и комментарии к статьям, что, в принципе, и помогает научиться писать грамотно и, главное, по теме .

Ну, а в правилах Journalist PRO записано только:

Руководство сайта категорически против мата, спама, рекламы других итернет-ресурсов и порнографии , Соблюдайте морально-этические нормы... и что все, зарегистрированные на сайте, могут просматривать статьи, давать статьям оценки, комментировать статьи и не слова о том, в какой форме (и формате) желательно это делать.

Можно, конечно, оценивать сетевого журналиста и звездочками , доверяя определение его статуса в Сети машине, которую всегда есть возможность обмануть. Комментарии типа: Класс! , Клево! , -- наверняка о чем-то и говорят, но не содержат ни слова о наличии присутствия автора комментария и тем самым как бы обесцениваются (да и кто поручится, что подобные комменты оставляет не прога-робот?), но, к сожалению не для машины.

Поэтому, отсеивать подобные звездочки , механически повышающие рейтинг участника проекта, минимум, что может сделать для сайта сетевой корректор -- модератор.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРИМЕР С САЙТА

#53 здоровско!!!

#52 написано с чувством!!!

#51 поздравляю!!!

#50 статья хороша!!!

#49 :смайлик без текста:

#48 :смайлик без текста:

#47 :смайлик без текста:

#46 люблю звонить - ЗВОНИТЕ ЛЮБИМЫМ!

#45 хорошо

#44 ням-ням нравится

#43 3+

#42 ну

#41 упс

#40 жесть, жуть, мрак.

интересненько!

#39 прикольненько

#38 ням ням

#37 ой

как так?

БРЕД!!!

ваще мужики офигели ОЦЕНКИ ДАЮТ

#36 ну не у всех так как у вас

а в общем если есть идея то тут что поделать

человек без цели не может

хотя прикольно

но пусто как то

#35 ну простили и забудьте про них

ну их ещё место в голове занимать

#34 кайф прикольная штучка

у меня с рождения 100% в допинге не нуждаюсь

#33 ух интересно !!!

#32 надо любить, а не бояться

потерять любовь вот это стрём

#31 у Томы вышел первый блин комом

сансара

#30 спасибо за инфу

воспользуюсь

#29 :смайлик без текста:

#28 ?????? <----

#27 буль буль

#26 так так

за дело

#25 прикольненько

пойду статью размещать

#24 хорошо

#23 фанаты фу

#22 Цитата: ...

да!

#21 мой наркотик кошкина травка ;)

#20 да та ещё дамочка

мне кажется, она была несчастной

жаль её

#19 ням ням

#18 успех м.....

воля случая?

как на это посмотреть

каждому по заслугам

бред

врачи убийцы

и всё у тебя будет

успех был ему обеспечен

с успехом всё потратил

я не знаю

наверно

всякое бывает

#17 :смайлик без текста:

#16 qu'est-ce que c'est la мatte ?

#15 Stop or my anger incinerate you!!!

I'm Bloodthirsty Queen of cats

#14 счастье в неведении

#13 :смайлик без текста:

#12 I'm looking forward Tarzan

#11 Цитата: ...

так держать всё правильно

#10 ой, что это простите

5+

#9 хм познавательно

#8 о я с вами

#7 это всё цветочки по сравнению с тем, что я вам расскажу

#6 проблема серьёзная

без комментариев

#5 они люди и тоже хотят, есть и в кино сходить и сводить

всякое в жизни бывает

может это их путь может они, потом задумаются, что наделали кого, продвинули, и остаток своих дней будут творить добро

#4 куй железо пока горячо

#3 фи...

здоровые крепкие парни не знают чем заняться

#2 так это мне пока рано

пойду дальше

хотелось бы что-нибудь для девочки в самом расцвете сил

#1 интересненько

Действительно «интересненько»?

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Журналистика для начинающих. Как писать интервью. Подходы к интервью

News image

Практическое руководство для будущих журналистов о том, как проводить и писать интервью.

Журналистика для начинающих. Как писать новости

News image

Каждый человек способен написать новость за 10-15 минут. Это очень просто.

Жанры в теории и практике журналистики

News image

Автор: Шибаева Л. Статья в помощь тем, кто начинает в журналистике самоучкой и хочет стать профессионалом.

Интервью от журналиста:

Интервью с Владимиром Познером: Ненужная премия ТЭФИ

News image

По словам телеведущего, скандалы вокруг российской телепремии привели к тому, что она оказалась совсем не интересной не только зрителям, но и самим журналиста...

Читать...

Константин Эрнст: номер один на российском телевидении

News image

В Нью-Йорке, где проходила презентация новых каналов, с Константином Эрнстом встретился Олег Сулькин.

Читать...

Александр Роднянский: Я вообще пришел на ТВ из кино по недоразумению

News image

Александр Ефимович Роднянский (в кругу друзей - Леша) пришел на СТС в 2002-м.

Читать...

Владимир Познер: “Я всегда считал, что интервью – самый интересный жан

News image

- Вообще, день рождения для вас грустный праздник?

Григорий Евлампиевич Благосветлов

News image

Grigorij Evlampievich Blagosvetlov ( ...

Дебора Норвилл

News image

Deborah Norville ( 08.08.1958 года [Далтон штат Джорджия. ]) США (Usa)

Андерсон Хейс Купер

News image

Anderson Haise Cooper ( 03.06.1967 года [Нью-Йорк]) США (Usa)

Юрий Гейко

News image

Yuriy Geiko ( ...

Йосеф Бергер-Барзилай /Ицхак Желазник/

News image

Yosef Berger-Barzilay ( 21.03.1904 года [Краков][Иерусалим]) Израиль (Israel)