image1 image2 image3 image1

: Главная Основы Журналистики Как написать статью



Как написать статью
Теория журналистики - Основы Журналистики

как написать статью

Новость, интервью, репортаж – информационные жанры журналистики. Статья – аналитический жанр. В статье журналист не просто излагает факты и приводит мнения, он их обобщает, вскрывает закономерности, делает выводы и прогнозы.

Парадокс, но «статьи» писал каждый, хотя этот жанр труднее большинства других. Я имею в виду школьные сочинения. Тут вам и факты, и мнения, и анализ, и выводы. Правда, тематика сочинений, как правило, ограничивается литературой. Работая как журналист, вы можете написать статью на любую, в том числе жгуче актуальную тему, или ту, в которой вы дока.

Главное – структура

Писатель Ш. сетовал: «Должен написать для журнала рассказ, а вдохновения нет. Придется мастерством брать».

Вот и мы будем «брать мастерством». Пошаговый план написания статьи включает в себя пять очевидных последовательных этапов:

1. нахождение темы

2. сбор фактов

3. анализ фактов и составление плана статьи

4. написание черновика

5. переработка и отделка текста

У начинающих эти этапы должны следовать один за другим, и автор должен знать, на каком этапе он находится в данный момент.

Шаг 1. Нахождение темы

В школе проще: там темы пишут на доске, остается выбрать. В журналистике бывает двояко:

1. Жизнь диктует тему.

Могли ли спортивные журналисты проигнорировать недавний позорный провал российской молодежной сборной по футболу? Нет, не могли. Большинство изданий дали не только репортажи, но и статьи с анализом причин, почему наш молодой футбол дошел до жизни такой (избаловались!).

2. Журналист специально ищет тему, на которой еще не отметились коллеги-конкуренты, притом такую, чтобы заинтересовала читателей.

Помощь в поисках темы может оказать «маркетинговое исследование» интересов аудитории. Это и анализ статистики запросов в поисковых системах Интернета, и анализ тематики блогов.

Просмотр подшивок с одной стороны может тему подсказать, с другой, напротив, предостеречь от обращения к избитой теме.

Есть еще креативные методы, например, «мозговой штурм», технологии которого мы посвятим отдельный выпуск.

В любом случае действуют универсальные требования к любому журналистскому материалу: он должен сообщать новое, важное, интересное.

Предположим, вы заинтересовались рынком контента для сотовых телефонов: рингтонов (звонков), картинок-заставок, игр. Рекламы много, обзорные статьи тоже есть, но ситуация меняется едва ли не каждый квартал, так что свежий материал лишним не будет. Да и интерес аудитории большой.

Шаг 2. Сбор фактов

С чего начать? Конечно, с цифр. Компания J’son & Partners, ведущее исследовательско-аналитическое агентство в сфере телекоммуникаций, наверняка знает, сколько денег мы потратили на рингтоны в 2004 году. Точно, знает: $300 млн. До $450 млн. потратим в 2005-м. Это больше рынка кинопроката.

Конечно, надо полистать журналы с рекламой рингтонов. Они печатают рейтинги популярности мелодий.

Нужно взять интервью у представителей контент-провайдеров, которые телефонный контент «выпекают». Как минимум, у двух-трех. Спросить, откуда берутся мелодии и картинки, какой процент они платят авторам, на какой возраст потребителей ориентируются.

Не лишним будет набраться личных впечатлений. Ну, с этим проще: разнообразные звонки звучат со всех сторон, не хочешь – услышишь. Главное зафиксировать, чтоб не забыть.

Таким образом, при сборе фактов для статьи используются все три источника, о которых мы говорили в прошлых выпусках: документы, интервью, личные наблюдения.

Часто срабатывает «закон коллекционера»: трудно найти первые экземпляры, затем, коллекция сама начинает «притягивать» вещи, которые обнаруживаются в самых невероятных местах. Сходная динамика ожидает добросовестного журналиста при сборе фактов.

На этом этапе вы еще не знаете, какие факты войдут в окончательный текст. Поэтому фактов и мнений нужно собрать как можно больше. Если в статью войдут все факты из вашего блокнота, значит, вы их недобрали.

Шаг 3. Анализ фактов и составление плана статьи

План статьи – это логика изложения материала. Никакой особой логики вам не требовалось при написании новости. Логика интервью – это логика живой беседы по канве заготовленного списка вопросов. «План» репортажа задается хронологией происходящего. В статье вы сами выстраиваете логику.

Как правило, уже на этапе сбора фактов в голове журналиста складывается примерный порядок их компоновки. Наступает момент, когда надо сесть за стол или за компьютер и зафиксировать план будущей статьи на «твердом носителе».

Полезно спросить себя: «В чем будет заключаться квинтэссенция моей статьи?» «О чем она?». «Что нового, важного, интересного я сообщаю аудитории?» Можно сформулировать суть статьи в одном предложении. Кстати, из такого предложения после отбрасывания необязательных слов может получиться неплохой заголовок.

Новички делают две ошибки. Они пытаются втиснуть в статью все факты, которые собрали. И они разбрасывают однородные факты по все статье, тогда как их следует сгруппировать и подавать смысловыми блоками.

Некоторые журналисты, начиная работать, разбивают собранные факты на две группы: те, которые обязательно должны войти в статью и – все остальные. Это облегчает отбор фактуры и помогает оптимизировать объем материала.

Ваш план может походить на план школьного сочинения: вначале вы приводите существующие взгляды на предмет, затем выдвигаете свое суждение, аргументируете его, делаете вывод. (Принципиальное отличие: если в школе план вы пишете «для галочки» или для учителя, то при написании статьи хороший план – ключевое условие успеха.)

Весьма часто применима «перевернутая пирамида»: самые важные факты и суждения сконцентрированы в лиде, аргументация и вся остальная информация расположена последовательно по мере убывания значимости.

Не менее часто используется обратная схема: вначале приводятся наблюдения, суждения, факты, затем они фокусируются в определенном выводе. При такой структуре важно помнить, что читатель не любит ждать. Мысль, ради которой вы пишете статью, не стоит откладывать на самый финал. Советуют формулировать ее не позднее пятого абзаца. Такой абзац называется «абзац-орех». Затем можете продолжить свою аргументацию.

Составляя логический план статьи, вы можете обнаружить, что какой-то информации не хватает. Тогда вы совершаете звонки вашим информаторам или снова встречаетесь с ними.

Так, например, планируя статью о рингтонах, вы понимаете, что не спросили у контент-провайдеров, почему они так любят пошлости – все эти груди, задницы, звуковые сигналы типа «Эй, мудила, бери мобилу». Спросили. Получили ответ: «Чтобы картинка хорошо продавалась, она должны быть одновременно прикольной и пошлой» (Сергей Мацук, Plastic Media). Отсюда неутешительный вывод всей статьи: «Рингтоны (и заставки – И.Б.) сегодня – самый объективный показатель того, что хочет слышать и на что хочет смотреть отечественный потребитель».

(В примере с рингтонами я попытался реконструировать возможный ход работы над материалом молодой журналистки Аллы Гераскиной. Ее большая статья «Правила дурного рингтона» опубликована в «Новой газете» № 83 от 7 ноября 2005 года.)

Шаг 4. Написание черновика

Если не знаете с чего начать, напишите хоть что-нибудь. Распишетесь – само пойдет. Только держите план перед глазами!

Помните, вы не гравируете золотом на мраморе. Скомкать и закинуть в корзину три-пять вариантов текста – это нормально.

Если пишете на компьютере, не удаляйте забракованные абзацы – лучше откиньте их в конец материала. Быть может, вы еще захотите их вернуть.

На этапе написания первоначального текста могут открыться недостатки плана. Не «консервируйте» несовершенный план, вернитесь к этапу 3, внесите в план коррективы. Это сэкономит вам время в дальнейшем.

Шаг 5. Переработка и отделка текста

Когда вы ставите последнюю точку, ваш текст кажется вам совершенным. Однако, скорее всего, это не так. Просто вы привыкли к тексту, ваш глаз «замылен».

Журналисты советуют «заморозить» статью, «отпустить» ее от себя, например, до следующего дня. Наутро вы сможете увидеть в статье недостатки, незамеченные накануне.

Практика выработала ряд конкретных требований (принципов, признаков) к журналистскому тексту. Приведем их по «Справочнику для журналистов Центральной и Восточной Европы». Авторы рекомендаций – опытные американские репортеры Малькольм Ф. Мэллет, Джеймс Дж. Килпатрик, Дон Мюррей.

Признаки хорошего стиля

1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный.

2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают «картинку» в воображении читателя.

Например, не «Машина сбила дерево», а «Желтый фольксваген врезался в огромный дуб». Глагол во втором варианте более выразителен, характерные черты машины и дерева также способствуют созданию картинки.

3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.

4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.

5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.

6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль – одно предложение. Средняя длина предложения – не более 18 слов.

Исследования показывают, что понимание читателем текста растет по мере сокращения количества слов в предложениях. Не обязательно каждое предложение должно быть коротким, но сложных, длинных предложений лучше избегать вообще. Если же вы пользуетесь такими предложениями, поищите подходящие союзы – лучше всего «и» и «но». Сложноподчиненные предложения лучше трансформировать в сложносочиненные.

7. Проверяйте согласование времен глаголов.

8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.

9. Используйте особенные, «повествующие» детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.

10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен «стоять на собственных ногах».

11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.

12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.

13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: «Джонс, бухгалтер».

14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы.

15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.

16. В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон.

17. Показывайте, а не рассказывайте. Не «Он гневался», а – «Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали».

18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце.

19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова.

20. Перед приведением цитаты укажите ее источник.

21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль – краток.

22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении.

23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения.

24. Прочитайте статью вслух – так легче обнаружить неуклюжие места.

Если вы будете следовать этим советам, ваша проза, которая была тяжеловесной, многословной и запутанной, приобретет точность, краткость и ясность – эти три краеугольных камня журналистики. (Правда, перед этим вы составили крепкий логичный план и следовали ему.)

Консультация

Вопрос:

Мне вот что интересно. Я написала интервью и записала все точно, как сказал собеседник. (И как советует Игорь Николаевич.) Но получилось длинно и чувствую – не то. Так нужно ли записывать все-все или есть свобода выбора у журналиста?

О. Данилова

Ответ:

Уважаемая О. Данилова!

Вы, вероятно, положили на бумагу все слова вашего собеседника вплоть, простите, до последнего чиха. Этого делать не следовало. Восприятие записанной речи сильно отличается от восприятия речи устной. То, что вы не замечаете ухом, на бумаге читается как многословие, как ненужный «шум».

Да, интервьюер должен точно изложить смысл сказанного, притом словами собеседника, но при этом – убрать словесную шелуху. Сам собеседник вам за это спасибо скажет.

Особый случай, – когда хочется передать выразительные особенности речи собеседника и тем самым дать штрихи к его портрету. Тогда вы оставляете в тексте характерные словечки, обороты, даже неправильности речи собеседника, но – в разумных пределах.

Вот, например, фрагмент интервью с Майей Плисецкой в «Известиях № 210 от 18 ноября 2005 года.

Плисецкая: «Вы удивитесь, но я могу вам сказать – Щедрин говорил мне такие замечания, как ни один балетный педагог…»

Замечания не «говорят», а «делают», но интервьюер оставил так, как сказала прима, ибо это речевой штрих к ее образу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Очерки

News image

Очерк – один из важнейших жанров публицистики. Важнейших – потому что требует от автора высокого профессионального мастерства. И потому, что очеркист всегда решает слож...

Журналистика Великой Отечественной войны

News image

В того момента, как в стране началась Великая Отечественная война сразу же был кардинально изменен абсолютно весь облик советского печатного слова. Тираж издания центра...

Интервью: вступительное слово

News image

И нтервью как метод и как жанр Интервью - это важная составляющая часть работы журналиста. В большинстве случаев именно интервью позволяет собрать нужную информацию ...

Интервью от журналиста:

Александр Роднянский: `Закон - не священная корова`

News image

Президент STS Media Александр Роднянский считает, что новый закон о рекламе на руку государственным каналам Новый закон О рекламе , подписанный в понедель...

Читать...

Нателла Болтянская: Свобода слова в 90-е

News image

Вы слушаете Эхо Москвы . Евгений Ясин, Нателла Болтянская у микрофона. Здравствуйте, Евгений Григорьевич. ЕВГЕНИЙ ЯСИН: Здравствуйте

Читать...

Интервью с Владимиром Познером: Ненужная премия ТЭФИ

News image

По словам телеведущего, скандалы вокруг российской телепремии привели к тому, что она оказалась совсем не интересной не только зрителям, но и самим журналиста...

Читать...

Познер: Говорить правду на телевидении трудно, но можно

News image

Говорить правду на телевидении трудно, но можно. Об этом заявил известный российский журналист Владимир Познер в интервью грузин...

Илья Анатольевич Зимин

News image

Ilya Zimin ( 01.05.1972 года [Комсомольск-на-Амуре]- 26.02

Михаил Сулевич Бейзер

News image

Mihail Beizer ( 08.04.1950 года ) Россия (Russia) Ленинградский писатель, журналист, отказник. Михаил Сулевич Бейзер (род

Павел Александрович Алашкин

News image

Pavel Aleksandrovich Alashkin ( 23.09.1974 года [СанктПетербург]) Россия (Russia) Родился 23 сентября 1974 года в Петербурге....

Дороти Дикс /Элизабет Гилмер/

News image

Dorothy Dix /Elizabeth Meriwetherr Gilmer / ( 18.11.1861 года [штат Теннеси]- 16.12

Галина Артуровна Бениславская

News image

Galina Benislavskaya ( ...