Определение гипертекста |
Теория журналистики - Журналистика и интернет |
Простейший пример гипертекста – это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой. Гипертекст – это нечто вроде судьбы: человек идет по улице, думает о чем-то хорошем, предвкушает радостную встречу, но вдруг нажимается какая-то кнопка (не будем задавать бесполезного вопроса, кто эту кнопку нажимает и зачем), и жизнь его переворачивается. Он начинает жить совершенно иной жизнью, как бы выходит из дома и не возвращается. Но потом кто-то опять нажимает кнопку, и она вновь возвращает его к тем же проблемам, к той же улице, к тем же хорошим мыслям. Это по сути история Иова. Человек чувствует, что совершил какую-то ошибку, и сам не понимает, как это вышло, его будто бес попутал, новая жизнь, казавшаяся ему такой нужной, такой творческой, теперь кажется просто западней. И тогда он может либо сойти с ума, либо действительно попытаться возвратиться на эту улицу и к этим мыслям. Но ему будет труднее, чем раньше, – новые кнопки, которые он научился нажимать в новой жизни, будут мешать ему в старой. Я недаром все время говорю о кнопках, потому что понятие гипертекста тесно связано с компьютерными виртуальными реальностями. Существует даже компьютерная художественная литература и по меньшей мере один классик этой литературы. И фамилия у него для классика вполне подходящая – Джойс, правда, зовут его не Джеймс, а Майкл и написал он не «Улисса», а компьютерный роман «Полдень». Особенность этого романа в том, что его можно адекватно читать только на дисплее компьютера. Он построен так, как строится гипертекст. В нем есть «кнопки», нажимая на которые, можно переключать движение сюжета в прошлое и в будущее, менять эпизоды местами, углубиться в предысторию героини, изменить плохой конец на хороший и т.п. Серийность – это тоже одна из особенностей гипертекста.
|
Читайте: |
---|
Основы журналистики:
Несколько слов о фельетонеНазвание этого жанра происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». |
Ирина Кадыкова. Жанры журналистикиТеория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. |
Критика журналистикиВ последние годы критика журналистики стали приобретать все более острые формы, как в Швеции, так и в других странах. |
Интервью от журналиста:
Эхо Москвы`: Каким телеведущим доверяют зрители?Ведущие : Ксения Ларина Гости: Ирина Петровская, Анна Качкаева, Владимир Познер Читать... |
Телекомпания `ВИД` вчера и сегодняВзгляд и другие: лица за маской Читать... |
Продукт нашего времени (22 октября 2009)Леонид Парфенов – один из немногих русских мужчин, несущих на себе печать большого стиля. Читать... |