image1 image2 image3 image1

: Главная Свободные журналисты ЛИД -- СИНОПСИС, ДАЙДЖЕСТ, АННОТАЦИЯ ИЛИ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО?



ЛИД -- СИНОПСИС, ДАЙДЖЕСТ, АННОТАЦИЯ ИЛИ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО?
Теория журналистики - Свободные журналисты

лид -- синопсис, дайджест, аннотация или сопроводительное письмо?

Принцип лида, возможно(!), когда-нибудь ляжет в основу Web-журналистики, по одной простой причине -- Пути Господни неисповедимы! -- в Сети никто никогда не знает, с какой из web-страниц начнется знакомство с тем или иным текстом.

СИНОПСИС

Современное понятие синопсис часто путают с аннотацией или с сопроводительным письмом.

Синопсис – это краткое описание содержания рукописи. Объем синопсиса, как правило, определяется издателями в 0,5--2 страницы. Синопсис должен отразить развитие сюжета, то есть последовательно показать, что происходит с главными героями на протяжении всего повествования.

Синопсис (в устаревшем значении) – от греч. synopsis обозрение – сводное, суммарное изложение различных взглядов по какому-нибудь вопросу.

«Синопсис» («Киевский синопсис»), первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России.

Синопсис призван предварительно познакомить читателя (редактора) с произведением, дать ему первое, еще не полное, но целостное(!) представление (на уровне темы, идеи, сюжета).

Требования к нему достаточно четко определены.

Это жанровая принадлежность текста, ее художественная и коммерческая ценность. Другими словами, если читатель (редактор), просмотрев синопсис, видит, что текст укладывается в рамки существующего формата восприятия (форматов издания), сюжет интересен, четко построен, в известной степени оригинален, удачно завершен -- то есть (предполагаемая) концовка значима, логична и интересна, -- то читатель (редактор) положительно настраивается на восприятие текста и начинает с ним знакомиться (определять художественную ценность произведения).

Если синопсис размазан, объемен, включает в себя много второстепенных деталей и событий, не имеющих принципиального значения для раскрытия темы, если синопсис написан непоследовательно и стилистически безграмотно, читатель (редактор), сделает (логичный) вывод, что и сам текст написан так же, и, как следствие, отнесется к нему предвзято. Понятно, что хороший синопсис -- это еще не сам текст, но -- тем не менее.

Чтобы заинтересовать редактора, как сотрудника издательства, вполне достаточно и грамотного изложения сюжета. Но чтобы заинтересовать его и как читателя, придется осторожно добавить в синопсис художественности. То есть, синопсис должен быть предельно сжатым, емким, понятным с одной стороны. А с другой -- быть не просто сухим изложением фактов, событий, имен, а вполне художественным текстом.

ДАЙДЖЕСТ

Дайджест (англ. digest — краткое изложение) — это тип журнала, перепечатывающего материалы из других изданий в сокращенном и, как правило, упрощенном виде, либо издание, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы.

РЕФЕРАТ

Реферат -- нем. Referat от лат. referre докладывать, сообщать -- краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

ЮРИЙ НИКИТИН ( Великий маг )

- Вначале проведем четкую грань между писательством и журналистикой. Это две близкие и родственные профессии, их иногда совмещают, хотя редко успешно. Прежде всего потому, что в самой основе у этих профессий лежит диаметрально противоположный подход... - Журналист... пишет статьи, очерки, заметки, информашки, даже документальные книги. Основная сфера публикаций - газеты, журналы. Хорошей газетой считается та, которую человек от первой до последней страницы прочитывает за двадцать минут. Великолепной - за пятнадцать. Прочитывает и усваивает массу информации. Запоминает хотя бы до завтра, ибо с утра другие события, другой курс доллара, другие убийства, свадьбы, разводы и скандалы в правительстве. Разве не так? А разные требования диктуют разный стиль. Журналист обязан избегать яркого языка, великолепно построенных фраз, которыми восторгаемся у Бунина-Набокова-Астафьева. Он обязан писать так, чтобы взгляд бежал по странице быстро, не цепляясь за метафоры, сразу хватал и усваивал информацию, очищенную от шелухи литературного стиля...

- Писатель... пишет не на один день. Книга не выбрасывается по прочтении, как газета, а в этом случае требования к способу разбрасывания значков по бумаге иные. Первое: писатель обязан писать не информативно, а образно. Если на пальцах, то журналист пишет: Депутат Зюган рассердился , писатель так не имеет права уже по статусу художника слова. Он пишет что-то вроде: Депутат Зюган нахмурился ... варианты - стиснул кулаки, заскрипел зубами, взревел, зарычал и пр., то есть он рисует картинку, а проницательный читатель, которому спешить некуда, хоть с трудом, но все же догадается, что депутат Зюган рассердился. Писатель не напишет: Депутат Зюган обрадовался , а прибегнет пусть к штампам, но все же образам - губы раздвинулись в улыбке, счастливо завизжал, подпрыгнул, лихо пригласил всех в депутатский буфет за свой счет и пр. ...

- Конечно, нужно избегать штампов, всех этих стиснул кулаки , заскрипел зубами и пр., но даже самые убогие штампы и штампики лучше простой информативности журналиста. Они, по крайней мере, говорят о том, что автор смутно догадывается, что нужно сделать, но пока не умеет... Хотя, с другой стороны, штампы и есть штампы, с ними уважения коллег не приобретешь, но деньгу зашибить можно. Особенно если строгать детективчики или лав стори. Там требования намного ниже, а читатели проще, чем высоколобые эстеты или любители фантастики... О том, как убирать штампы, - позже. Сперва - все еще базовое...

Хитрит футуролог , ой как хитрит... Хотя, в тексте ведь о Web-журналистике ни слова.

Web-журналист обязан писать образами, по той простой причине, что ограничен количеством знаков лида (на Главной читатель видит не весь материал, но тему, жанр, направленность... -- то, как он, Web-журналист, решил представить свой материал). Лид -- это своеобразный фильтр, сознательно (или неосознанно) созданный автором текста.

ГЛАВНОЕ В WEB-ЖУРНАЛИСТИКЕ

Суть в том, что Web (Сеть) не позволяет выражаться неточно: бумажной газетенкой подотрутся и -- выкинут. Текст в Web скопируют, и еще, и еще... Однажды сказанная глупость расползется по Сети и... станет вечной. Глупостью.

КОМПИЛЯТ -- КАК ОСНОВА WEB-ЖУРНАЛИСТИКИ

Компиляция (от лат. compilatio, букв. — ограбление), составление сочинений на основе чужих исследований или чужих произведений (литературная компиляция) без самостоятельной обработки источников; работа, составленная таким методом.

Компилятор (англ. compiler от compile — составлять, компилировать), в информатике — то же, что транслятор, программа ЭВМ, предназначенная для автоматического перевода описания алгоритма с одного языка программирования на другой, в частности на машинный язык.

Другое определение компиляции -- нем. Kompilation, фр. compilation от лат. compilаtio хищение; накопление выписок, собрание документов, бумаг -- соединение результатов чужих исследований, мыслей без самостоятельной обработки источников.

О чем, собственно, речь? О работе с источниками без самостоятельной обработки . То есть, ре-райт -- это не компиляция, а подборка цитат, в совокупности образующих самостоятельный вывод, рождающая новую идею -- она, родная. Бред сивой кобылы (хм! Плагиат?)!

Для чего тогда Сеть? Огромный массив информации! И все это(!), по непонятно кем придуманному закону , нельзя использовать?

Бумажное понятие эксклюзивности в Сети -- бред вдвойне, поскольку здесь эксклюзивно то, что в наилучшем виде представляет информацию. Сеть -- порождение века информации. Создана для обмена информацией. Качество сетевого ресурса определяет скорость доступа к нему, качество текста в Сети -- время, затраченное на его восприятие.

©Анатолий Гладков JOURNALIST-PRO.COM

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

10 советов для журналиста

News image

Совет 1. Думай, как читатель. Представляй конкретного читателя. Когда ты пишешь статью или занимаешься вёрсткой, делай её для конкретного человека

Аналитическая журналистика

News image

Аналитическая журналистика - одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. И, возможно, один из критериев цельности идейно-политического поля - способность ана...

Информационная журналистика как будущее коммуникации

News image

Эпоха унификации и массовости затронула журналистику в первую очередь: ранее сильно дифференцированная советская журналистика прошла через пертурбации свободы в начале ...

Интервью от журналиста:

В. Богданов: В обществе нет доверия к слову

News image

Председатель Союза журналистов России - о состоянии профессионального цеха, пропагандистском обслуживании президента, Всемирном журналистском конгрессе и взаи...

Читать...

Телевидению не хватает контроля

News image

Участники рынка телерадиовещания предлагают создать единый федеральный орган, ответственный за сферу массмедиа. Если новая структура возникнет, она будет отве...

Читать...

Чадаев А. Иллюзии русского интернета: интернет-СМИ

News image

В рамках подготовки к российско-германскому саммиту (к коему Г.О.Павловский даже попытался задним числом добавить новый раунд жертвенных танцев вокруг НТВ) на...

Читать...

Александр Анатольевич Кривенко

News image

Aleksandr Krivenko ( 13.05.1963 года [Львов]- 09.04

Питер Грегг Арнетт

News image

Peter Gregg Arnett ( 13.11.1934 года [Ривертон]) Новая Зеландия (New Zealand) Получил самую престижную журналистскую премию П...

Политковская Анна Степановна

News image

Журналист и общественный деятель; родилась в 1958 г. в Нью-Йорке, США (родители были дипломатами при ООН); в 1980 г. окончила фа...

Френк Норрис

News image

Frenk Norris ( 05.03.1870 года [Чикаго]) США (Usa) В 1890–1894 учился в Калифорнийском университете, писал рассказы для...

Владимир Познер: Первый канал, `Россия` и НТВ оболванивают россиян

News image

Государственные каналы оболванивают население, заявил президент фонда Академия Российского телевидения Владимир Познер. По е...

Игорь Борисович Масленников

News image

Igor Maslennikov ( 10.01.1940 года [Москва]) Россия (Russia) В 1988 году Игорь Борисович стал главным редактором журнал...